Дмитрий Гусев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю, считает, что правительству необходимо в кратчайшие сроки принять законопроект, регулирующий деятельность маркетплейсов. По его словам, у предпринимателей нет четких правил и обязанностей, из-за чего многие из них сталкиваются с ограничениями, вводимыми торговыми площадками.
Эксперт прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «Владельцы пунктов выдачи начали довольно часто обращаться с жалобами в отношении маркетплейсов. Чаще всего предприниматели выступают против политики компании Wildberries. Дело в том, что организация начала взимать огромные штрафы практически за все. К примеру, за бракованные товары, их потерю и подмену. Помимо этого, вопросы имеются и к компании OZON. Владельцы пунктов выдачи начали жаловаться на слишком высокий сервисный сбор, о котором раньше не было никакой подробной информации».
Обеспокоенность в данной ситуации выражают и отечественные кредитные организации. Дело в том, что маркетплейсы получили огромное преимущество по отношению к другим продавцам, так как они интегрируют финансовые услуги в сам процесс покупки. Руководства крупнейших банков убеждены в том, что такая деятельность должна регулироваться государством. Только таким образом удастся избежать потенциальных рисков и злоупотреблений со стороны владельцев маркетплейсов.
Алексей Койтов, сопредседатель Союза потребителей России по цифровой сфере, заявил о том, что между участниками рынка маркетплейсов количество конфликтов увеличилось в несколько раз. Он сказал по этому поводу следующее: «Если динамика рынка полностью соответствует динамике конфликтов, то рынок справится с проблемой самостоятельно. Сейчас же конфликты увеличиваются гораздо быстрее. Только в прошлом году количество судебных дел в отношении маркетплейсов увеличилось в 3,5 раза. Это говорит о том, что рынок не может самостоятельно справиться со случившемся. Поэтому регулирование деятельности данных торговых площадок просто необходимо».
Даже Сергей Беляков, управляющий директор компании OZON, отмечает, что риски злоупотребления доминирующим положением весьма высоки. По его мнению, правительству необходимо разработать понятные правила, которые будут определять недобросовестное поведение и укажет ответственность каждой стороны взаимоотношений. Сейчас депутаты Госдумы занимаются только разработкой законопроекта, регулирующего деятельность торговых площадок. В ближайшее время планируется введение поправок в законы «О защите прав потребителей» и «О торговле».
Эксперты отмечают, что власти могут воспользоваться опытом Китая, где правительство ввело отдельный закон. Дело в том, что в Поднебесной доля онлайн-продаж значительно выше, чем в России. Однако для регулирования деятельности торговых площадок был принят достаточно жесткий закон. Все маркетплейсы строго соблюдают указанные правила, так как в противном случае их деятельность будет полностью прекращена. Несмотря на это, отрасль достаточно успешно развивается. Поэтому специалисты выступают за использование данного опыта с его интеграцией в отечественную рыночную систему.
Персоны2 и Компании5 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.