Грибной бум с ветерком прокатился по отечественному продовольственному рынку. За десять лет производство культивируемых грибов выросло без малого почти в двадцать раз. Построены и запущены десятки современных тепличных комплексов. Отечественные грибы заменили на прилавках дорогой и зачастую некачественный импорт. Соответственно, в разы выросло и потребление. В авангарде бума – шампиньоны, которые по последним данным занимают примерно 95% грибного рынка. Что дальше? В курской «Грибной радуге» бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова – а это лидер отрасли – уверены, что грибной рост продолжится. Позитивно настроены и многие другие участники рынка. Есть и скептики, конечно, но их меньшинство.
Агрокомплекс Удодова и Логвинова выращивает пятую часть отечественных шампиньонов
РЕЦЕПТ ШАМПИНЬОНОВ С УСПЕХОМ
Сегодня свежие и недорогие шампиньоны можно без проблем купить в шаговой доступности – ближайшем продовольственном магазине или на рынке. Девять из десяти этих симпатичных белых кругляшек выращены в России. Так было не всегда. Многие уже подзабыли, но еще десять лет назад все было совсем по-другому. Шампиньонов было гораздо меньше, и 90% из них импортировались, в основном из Польши. Далеко не всегда они выглядели аппетитно, да и стоили прилично, но тем не менее выигрывали конкуренцию у наших, тогда слабых, грибных предприятий. Ситуация стала меняться после 2014 года, когда российское государство серьезно взялось за продовольственную безопасность. Импорт сельхозпродукции, в том числе грибов, из недружественных стран был прекращен. В результате грибной рынок стал привлекателен для отечественных инвесторов и началось строительство современных тепличных комплексов. За несколько лет появилось 85 новых грибных предприятий. Одним из таких амбициозных новичков стал проект бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова. Их «Грибная радуга» строилась в чистом поле под Курском, а первые шампиньоны были собраны в июне 2017 года. Вскоре компания стала производителем №1 и сегодня выращивает каждый пятый российский шампиньон. За эти годы в нее инвестировано более 10 млрд рублей. Запущены 4 производственные очереди по выращиванию шампиньонов, а также производства компоста, покровной почвы и упаковочной тары. Создано 1600 рабочих мест. Это лидерские показатели, конечно, но остальные производители тоже старались соответствовать задорным ритмам грибного бума.
В результате урожаи шампиньонов в России за десять лет выросли более чем в 18 раз - с 8 тысяч тонн в 2013 до 146 тысяч тонн в 2023. Курское агропредприятие Удодова и Логвинова за 7 лет нарастило производство в 19 раз – с 1,7 тысяч тонн в 2017 году до 32 тысяч тонн в 2023. Переломным для рынка стал 2017 год, когда объемы собственного производства и импорта сравнялись. В следующем году отечественные грибоводы увеличили урожаи на 65% и оставили импорт далеко позади. На пик грибной бум вышел в 2019 году – рост на невероятные 78%. Затем, как и положено по экономическим законам, темпы роста начали замедляться: 49% в 2020 году, 17% в 2021 году, 14% в 2022 году. По итогам прошлого года урожаи российских шампиньонов выросли на 9%. По мировым меркам это все еще высокие скорости.
Что дальше? Хороший вопрос, важный к тому же. Отложим его пока, а сейчас, на закуску и для разминки, о другом – почему именно шампиньоны стали отечественным грибом №1, а их производители главными бенефициарами грибного бума? Начнем с того, что только шампиньоны имеют давнюю традицию культивации в нашей стране. Первые шампиньоны начали выращивать в окрестностях Санкт-Петербурга в конце 18 – начале 19 веков. Их закупали для царского стола и столов аристократии. Тогда это была французская кулинарная новинка, популярности которой добавил Заграничный поход русской армии в 1813 году, закончившийся в Париже. С точки зрения технологий, шампиньоны растут быстрее своих конкурентов из грибного царства, а выращивать их проще. На предприятии Александра Удодова и Олега Логвинова, например, весь производственный цикл от подготовки компоста до сбора первой волны урожая занимает 42 дня. Соответственно, конечная цена шампиньонов значительно дешевле, чем у других грибов. Вешенка, например, стоит в полтора раза дороже. В последние годы стоимость килограмма шампиньонов в торговых точках остается примерно на одном уровне, что, кстати, стало проблемой для производителей. Приятная для потребителя цена – это важно, без нее опередить конкурентов невозможно. Тут не поспоришь. Для успеха шампиньонов оказалось важно еще и другое. Это питательный и полезный продукт, удобный для приготовления во всевозможных вариантах даже для начинающего повара. Шампиньоны хороши в супах, салатах, жюльенах, на гриле, прекрасно сочетаются с жареным мясом, картофелем или овощами. И это здоровое питание. По концентрации полезных элементов и свойств шампиньоны считаются одними из лучших представителей грибного царства.
Главным блюдом грибного бума стали шампиньоны
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Данные по динамике грибного рынка в начале этого года можно трактовать двояко – и в плюс, и в минус. В январе было выращено более 12 тысяч тонн шампиньонов, что стало лучшим результатом за полгода. С другой стороны, это лишь на 4% больше, чем в прошлогоднем январе. В феврале производство шампиньонов снизилось незначительно как по отношению к январю, так и год к году (данные издания «Школа грибоводства»). Грибной бум исчерпан? Пессимистам не стоит торопиться с выводами. На февральское снижение могли повлиять сильные морозы, которые стали причиной проблем с компостом, - объясняют эксперты рынка из «ШГ». Подождем весенней статистики, время, когда грибы, в том числе в связи с Великим Постом, пользуются повышенным спросом. Есть и другой позитивный сигнал – рост экспортных поставок. В январе из Курской области, где расположены мощности агрокомплекса Александра Удодова и Олега Логвинова, в Казахстан и Беларусь отправлено на 23% больше свежих шампиньонов, чем год назад.
Большинство участников и экспертов грибного рынка оптимистичны в отношении его перспектив. В ближайшие три года производство шампиньонов увеличится почти на 60 тысяч тонн, то есть еще на 40%. Соответственно и среднегодовые темы роста будут высокими - более 10%. Такой прогноз озвучен на апрельском сельскохозяйственном форуме «Тепличная отрасль России – 2024». В начале следующего десятилетия ежегодное среднедушевое потребление шампиньонов достигнет 1,6 кг. Это, кстати, не так много – минимальный уровень для европейских стран, не говоря уже о грибофильском Китае. Пока мы съедаем чуть более одного кг шампиньонов на человека в год. Ритейлер «Магнит», который является также и крупным производителем грибов, будет увеличивать мощности тепличного комплекса в Краснодаре на фоне растущего спроса. В компании оценивают перспективы грибного рынка как гигантские. На курском агропредприятии Александра Удодова и Олега Логвинова оценивают потенциал отечественного рынка примерно в 225 тыс. тонн свежих шампиньонов, что соответствует уровню потребления в 1,5 кг на человека. В общем, грибной пирог будет расти.
Для внимательного наблюдателя есть и еще один аргумент в пользу тренда на повышение. Компания Удодова и Логвинова недавно инвестировала более 200 млн. рублей в мощную экологическую защиту. В прошлом году «Грибная радуга» впервые для российского сельского хозяйства установила на производстве компоста мощный скруббер для чистки воздуха от вредных примесей и неприятного запаха. Такой шаг говорит о перспективах рынка даже больше, чем прогнозы аналитиков.
Дорогостоящее экооборудование установлено на производстве компоста
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.