Дальний Восток России, перекресток ключевых азиатских рынков, испытывает стремительный рост, подпитываемый развитием транспортной инфраструктуры. Этот регион, являющийся стратегически важным для связи России с внешним миром, становится точкой притяжения для инвестиций и трансформации в современный логистический центр.
Недавнее открытие автомобильного моста через Амур, соединившего Благовещенск и Хэйхэ, послужило ярким примером того, как развитие инфраструктуры влияет на экономический рост. Пропускная способность моста, по которому прошло уже более 52 тысяч грузовиков, позволила увеличить грузооборот на 572 тысячи тонн в год, что в 5 раз больше показателя за период июнь-декабрь 2022 года. Эффект от открытия моста ощутим и в экономике Амурской области: ВВП за год вырос с 604 миллиардов рублей до 618, а к концу текущего года прогнозируется достижение отметки в 670 миллиардов.
Важность транспортной инфраструктуры для Дальнего Востока осознается на государственном уровне. Инвестиции в ее развитие за последние годы составили около 2 триллионов рублей, направленные на увеличение пропускной способности БАМа и Трансиба. Это позволило увеличить объемы грузоперевозок в среднем на 7–12%, что является значительным достижением.
Однако, для дальнейшего развития региона необходимы новые амбициозные проекты. Ключевыми объектами для инвестиций должны стать авиационные и морские порты, которые, в свою очередь, привлекут крупный отечественный и зарубежный капитал, в том числе из стран АТР.
Особое внимание уделяется созданию логистических хабов в приграничных городах. Проекты превращения Забайкальска и Нижнеленинского в логистические центры, рассматривавшиеся на прошлом Восточном экономическом форуме, могут увеличить объемы экспорта угля и руды в несколько раз. Ввод в строй железнодорожного моста через Амур, соединившего Нижнеленинское с Тунцзяном, увеличил мощность контейнерных терминалов с нуля до 6 миллионов тонн в год, а с вводом логистического хаба ожидается увеличение пропускной способности погранперехода до 25 миллионов тонн в год.
«Дальневосточный федеральный округ располагается в стратегически важном месте — в непосредственной близости к таким ключевым азиатским рынкам, как Китай, Япония и Южная Корея. Поэтому концепция формирования здесь логистических центров является перспективной и актуальной. Развитие хабов в регионе может существенно повысить эффективность транспортировки, сократить время доставки и увеличить экономическую активность территории. Результатом может стать экономический рост благодаря увеличению объемов международной торговли, притоку инвестиций в проекты ДФО и созданию крупных логистических узлов», — уверен заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.
Бизнес, видя перспективы развития Дальнего Востока, также активно участвует в расширении транспортно-логистической системы региона. Крупные российские транспортные компании инвестируют десятки миллиардов рублей в модернизацию транспортно-логистической системы, создание портовых мощностей, строительство судов и развитие стивидорных операций.
Однако необходимо признать, что реализация некоторых проектов, запланированных совместно с китайскими партнерами, откладывается из-за сложной финансовой ситуации. Это негативно сказывается на экспорте угля и СПГ, импорте промышленного оборудования и спецтехники, что требует необходимости нахождения новых решений для оптимизации финансовых взаимоотношений.
Несмотря на сложности, основной вектор развития Дальнего Востока остается неизменным: создание мощной транспортно-логистической системы, способной обеспечить рост экономики региона и закрепить его позицию в качестве ключевого моста между Россией и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Компании1 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.