С января по июль текущего года доходы, поступающие в федеральный бюджет России, по неосновным налогам увеличились на 87% и составили 2 трлн рублей. Эксперты рассказали о том, что такого результата удалось добиться за счет введения дополнительного налога на добычу углеводородов.
Некоторые аналитики отметили, что этому также поспособствовало подорожание американской валюты по отношению к рублю и рост мировых цен на нефть. К июлю доллар вырос в цене на 36%, а нефть – на 25%. Налоговая база рассчитывается как положительная разница между полученными доходами за счет продажи сырья, а также расходами, связанными с добычей углеводородов на участке.
Специалисты отмечают, что расходы компаний остаются стабильными, а стоимость сырья увеличивается. Чем дороже сырье, тем более значительной становится разница с расходами. Но в таком случае добывающим организациям приходится платить более крупный налог. Именно так происходит с добычей нефти, газа и газового конденсата.
Данный сбор был официально введен в России в 2019 году. Основная задача этого налога – снижение финансовой нагрузки для определенных природопользователей, которые потратили большие суммы денежных средств на первоначальные инвестиции. Раньше в стране действовал только НДПИ, который был достаточно большим для многих компаний. Новый налоговый режим позволил создать более справедливый порядок определения налоговой базы.
Владимир Громов, научный сотрудник лаборатории исследований ИЭИ Президентской академии, рассказал, что рост поступлений от этих налогов в федеральный бюджет связан со значительным ростом экспорта и прибыли в отечественной нефтегазовой отрасли. К тому же, российская экономика в последние годы ориентируется не на Запад, а на Восток. Такое стечение обстоятельств оказало поддержку и лишь укрепило тенденцию роста. Он напомнил, что ежегодно налог на дополнительный доход добывающих компаний приносит в федеральный бюджет порядка 1 трлн рублей.
Другие аналитики отмечают, что постепенно все более крупные объемы нефти облагаются НДД. На данный момент этим налогом облагается практически половина сырья. На фоне этих новостей Минфин заявил о своей готовности к расширению периметра применения данного налога с 2027 года. Однако этот сценарий может быть реализован только в том случае, если доходы федерального бюджета сохранятся на таком же уровне или станут выше.
Но далеко не все рады такому стечению обстоятельств. К примеру, Игорь Сечин, руководитель «Роснефти», в августе этого года сообщил о том, что компаниям, занимающимся добычей нефти, приходится сталкиваться со слишком высокой налоговой нагрузкой. В период с 2019 по 2023 год она составила примерно 75%. Однако он отметил, что сейчас правительство активно обсуждает различные меры, которые позволили бы сделать финансовую нагрузку не такой большой.
Александр Дюков, руководитель «Газпром нефти», не так давно сообщил о том, что сейчас власти обсуждают расширение периметра действия НДД. Если соответствующий законопроект все же будет принят, то можно рассчитывать на то, что поступления по другим сборам действительно станут выше. Сейчас федеральный бюджет является дефицитным, поэтому особенно остро нуждается в дополнительных денежных средствах. Из-за огромного количества санкций, введенных недружественными странами, отечественное правительство приняло решение вливать колоссальные суммы в развитие собственного производства.
Персоны2 и Компании4 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.