Проблема с такси в России становится все более острой, о чем говорят не только постоянно дорожающие тарифы, но и официальная статистика. Эксперты отмечают, что трудовые отношения в этой отрасли отсутствуют, поэтому найти выход хотят не только законодатели, но и агрегаторы.
За последние десять лет сервисы заказа такси стали ключевой структурой таксомоторных перевозок по стране. Многие россияне обвиняют агрегаторы в том, что они злоупотребляют своим положением. Однако в действительности все не так. Дело в том, что самые серьезные проблемы фиксируются в Москве, в то время как в других регионах страны действует более здоровая модель данного сервиса.
Максим Шушарин, директор управляющей организации сервиса заказа такси «Максим», прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «Не так давно власти приняли закон о такси №580. С самого начала он разрабатывался для московской модели сервиса. Именно по этой причине он весьма успешно функционирует в столице. Но в регионах совершенно другая структура рынка. Преимущественная часть перевозок осуществляется частными водителями, которые используют для этого свои личные транспортные средства».
По его словам, самозанятые таксисты вынуждены соответствовать тем же обязательным требованиям, что и сотрудники транспортных организаций. Однако многие из них уже устарели и не соответствуют современным реалиям. Другая часть этих требований просто не может быть реализована. К примеру, водители такси обязаны каждый день проходить медицинские осмотры и проводить технический осмотр своих автомобилей.
Шушарин убежден, что все это никак не отражается на реальной безопасности поездок. По его мнению, куда более эффективным оказалось бы введение верификации водителей государством за счет использования системы межведомственного взаимодействия. Такой подход позволит выявить различные противопоказания к работе.
Другие аналитики отметили, что при достижении определенного масштаба своего бизнеса агрегатор становится весьма значимым для региональной экономики. Однако с развитием технологий агрегатор становится не только транспортным, но и цифровым бизнесом. Многие сервисы, которые раньше ориентировались только на перевоз пассажиров, сейчас предоставляют услуги грузоперевозки и даже оказывают помощь автомобилистам на дороге. Проще говоря, крупные сервисы со временем стали логистическими компаниями достаточно широкого профиля.
Основными партнерами в регионах являются самозанятые водители, передвигающиеся на личных транспортных средствах. На сегодняшний день это самый безопасный и массовый хозяйствующий субъект на рынке. Практика показывает, что доля дорожно-транспортных происшествий у таких автомобилистов в 22 раза ниже, чем у водителей, которые арендуют машины в таксопарках. Такая динамика фиксируется из-за того, что водители, использующие личные автомобили, более внимательны и осторожно во время движения.
По словам специалистов, сервис такси в России нуждается в регламентировании. Он может стать отличным драйвером отечественной экономики, однако произойдет это только после того, как правительство примет все необходимые меры, направленные на поддержку отрасли и улучшение условий. До тех пор цены на услуги продолжат расти.
Компании2 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.