Журналисты издания «РБК» поделились ожиданиями о финансовых потерях «Российских железных дорог» из-за угольных квот. По прогнозам, убытки составят порядка 200 млрд рублей в нынешнем году. Такие расчеты опубликовали аналитики из центра железнодорожной монополии.
ВВП России может потерять порядка 100 мдрд рублей в нынешнем году из-за квот, введенных на вывоз угля в направлении на восток. При этом отечественная железнодорожная монополия потеряет примерно в два раза больше. По результатам прошлого года экспорт угля составил около 177,6 млн тонн, заметно снизившись по сравнению со значением, полученным в 2023 году. Экспорт в направлении на юг сократился почти в два раза из-за портов и составил чуть более 17 млн тонн. На северо-запад было поставлено только 49 млн тонн угля, хотя еще в 2023 году показатель находился на уровне 56,4 млн тонн.
Экспортный прирост наблюдается только в направлении на восток. В 2023 году поставщики отправили около 107,7 млн тонн угля, а в прошлом году – на 3,8 тонн больше. В целом, за 10 лет экспорт угля в данном направлении вырос в два раза. Аналитики отмечают, что в настоящее время около 70% добытого на Дальнем востоке угля отправляется в другие регионы. Причем для внутреннего потребления сырье завозится с западных территорий, в том числе и с Кузбасса. Эксперты из института, который входит в структуру РЖД, считают, что нерациональные перевозки угля растут, чем ограничивают экспорт и угольных, и несырьевых грузов.
Ограничение на вывоз угля по железнодорожным путям были введены еще в 2020 году. Причиной внедрения квот стал дефицит пропускной способности инфраструктуры. До 2022 года по такой схеме удавалось возить только уголь из Кузбасса. Позднее ограничения затронули и другие угледобывающие регионы – Хакасию, Бурятию, Туву, Якутию и Иркутскую область.
В конце прошлого года правительство России сократило квоты для пяти регионов. На нынешний год соглашение заключено только с Кузбассом. К Владимиру Путину с просьбой не продлевать угольные соглашения обращался ранее глава монополии Олег Белозеров. В качестве аргумента он приводил то, что потенциальные доходы компании могут составить порядка 25 млрд рублей. Также Белозеров делал акцент и на угрозе нереализации национальной программы, направленной на рост экспорта несырьевых грузов.
Сокращение льгот для угля поспособствует нормализации конкуренции в отрасли. Однако доходы «Российских железных дорог» будут зависеть и от конъюнктуры на товарных рынках. В конце прошлого года Александр Новак давал указ профильным ведомствам о подготовке мер поддержки предприятий угольного сектора. В частности, он просил разработать антикризисную программу развития промышленности в сложившихся условиях.
По результатам прошлого года экспорт отечественного угля в целом снизился почти на 8%, достигнув значения в 196,2 млн тонн. Отмена ограничений может привести к потере еще примерно 15 млн тонн, считают аналитики. Наиболее уязвимыми окажутся производители, которые осуществляют деятельности вдали от портов, так как их затраты на поставки существенно вырастут.
Персоны3 и Компании3 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.