По состоянию на начало 2025 года, многие эксперты и аналитики сошлись во мнении о том, что на автомобильном рынке России наблюдается кризисная ситуация. Ее наступлению способствовало сразу несколько факторов, в том числе и высокие ключевые ставки Центробанка, а также недавнее повышение утильсбора.
Как пишут сегодня многие эксперты в обзорных статьях, «в январе 2025 отечественному авторынку поплохело». Действительно, ситуацию не без оснований можно назвать кризисной. Дилеры вынуждены констатировать резкое ухудшение продаж, а дистрибьюторы утверждают, что на их складах скопилось более 700 000 автомобилей. А это в 2 раза больше, чем в начале 2024 года, когда рынок еще восстанавливался после ухода крупных европейских и американских автобрендов и экономических санкций со стороны недружественных стран. Причины ухудшения ситуации на авторынке вполне очевидны. Во-первых, высокая ключевая ставка Центробанка, которая заставила российские банки пересмотреть условия автокредитования и повысить процентные ставки, что привело к проседанию рынка автокредитования в начале 2025 года сразу на 40%. При этом дальнейшая картина весьма неблагоприятна: аналитики уверены, что потребительский спрос на новые автомобили продолжит планомерное снижение. Всё это может означать только одно: дальнейшее ухудшение ситуации, которая рано или поздно приведет к глобальному кризису на автомобильном рынке России.
Еще один немаловажный фактор — инфляция. Судя по февральской индексации социальных пособий и пенсий, правительство считает, что ее реальный показатель в 2024 году достиг уровня в 9,5%. Безусловно, такое давление не могло не повлиять на цены в разных сегментах рынка, в том числе и автомобильном. Вообще, со второго полугодия 2024 года по сегодняшний день дилерам приходилось уже несколько раз переписывать ценники на новые автомобили как отечественного производства, так и иностранного. Китайские автоконцерны еще пытаются привлечь внимание покупателей различными акциями, но пока их попытки не приносят ощутимого результата. Существенное влияние здесь оказало октябрьское повышение утилизационного сбора в десятки раз и новость о том, что тарифы будут повышаться и дальше. Ближайшая дата очередного повышения — конец зимы 2025 года.
Многие эксперты отрасли уже высказывают опасения о том, что до конца наступившего года огромное количество автоцентров закроют свои двери для покупателей. К сожалению, большая часть участников рынка начинали свой бизнес на заемные средства с горизонтом погашения обязательств 5 лет.
С другой стороны, некоторые аналитики не без основания считают, что кризисные обстоятельства вскоре приведут к значительному снижению цен на авторынке, что, в свою очередь, вызовет импульсный рост потребительского спроса, однако о снижении цен никто из крупных дилеров пока не говорит.
Очевидно, что сильно закредитованные автосалоны при любых обстоятельствах не будут рассматривать возможность реализации автомобилей по себестоимости или даже в убыток. В таких обстоятельствах проще остановить свою деятельность и инициировать процедуру банкротства.
Компании2 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.