Согласно информации, предоставленной Росстатом, в прошлом году стоимость сливочного масла выросла на 36,2%, войдя в тройку лидеров по увеличению цен продовольственных товаров. Людмила Маницкая, глава Молочного союза России, рассказала о том, к чему стоит готовиться в этом году.
Она прокомментировала сложившуюся ситуацию следующим образом: «На протяжении последних пяти лет фиксируется увеличение производства сырого молока в России. В 2022 году было получено 32,9 млн тонн молока, а в 2023 году – 33,8 млн тонн. В действительности на переработку в 2023 году поступило всего 23,1 млн тонн, что составляет 2/3 от общего объема производства».
По ее словам, в России есть все необходимые резервы для последующего увеличения производства. Основная проблема заключается в том, что пока что до сих производители не смогли выйти на научно обоснованную норму потребления молочной продукции. За последнее время данный показатель увеличился до 270 килограмм в год, однако по нормам Минздрава он должен быть минимум 322 килограмма. Во многих западных государствах ежегодно каждый человек потребляет 400-500 килограмм и даже больше.
Помимо этого, пока что Россия не вышла на необходимый уровень самообеспеченности по молоку. В Доктрине продовольственной безопасности страны он зафиксирован на отметке 90%. На сегодняшний день данный показатель составляет 85,7%. Однако добиться желаемого результата сложно из-за того, что сырьевая база сокращается. Основное препятствие для укрепления сырьевой базы в стране заключается в снижении поголовья скота. На протяжении последних лет оно неуклонно сокращается. Для того, чтобы избавиться от ценовых колебаний на потребительском рынке правительству необходимо разработать комплекс специальных мер, направленных на увеличение численности дойного и общего поголовья.
Эксперт напомнила, что в 2023 году стоимость молочной продукции в магазинах существенно снизилась, из-за чего многие производители оказались на грани полного разорения. Тогда стоимость одного килограмма стоила порядка 30 рублей, а сейчас удерживается в диапазоне 55-60 рублей. Но многие аналитики считают, что уже к весне цены вырастут. Маницкая убеждена, что стремительное подорожание продукции негативно влияет на производителей, так как данный показатель закладывается в себестоимость товаров.
В последнее время на рынке дорожает все. При этом фиксируется увеличение спроса на молочную продукцию. Для его удовлетворения населению необходимо увеличивать производство, чем и занимаются отечественные компании. Одновременно с этим происходит увеличение импорта из дружественных стран. Сильнее всего выросли закупки из Белоруссии, Азербайджана и Ирана. На протяжении последних трех лет правительство делало все возможное, чтобы покрыть потребности увеличивающегося рынка, однако пока что насыщения не хватает.
Аналитики отметили, что достаточно большую роль в ценообразовании играют розничные торговые сети. Федеральную антимонопольную службу нередко уведомляют о том, что торговая наценка в магазинах превышает 100%. Проще говоря, магазины увеличивают итоговую стоимость в два и более раз. Таким образом, основная доходность от молочной продукции связана не с производством, а с торговлей. Именно по этой причине главный резерв стабилизации цен на отечественном рынке кроется в жестком ограничении наценок торговых сетей.
Компании7 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.