План по доходам на 2021 год, утвержденный Законом города Москвы «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», выполнен на 104,2%.
Объем налоговых доходов бюджета Москвы за январь – ноябрь 2021 года - 2 трлн 592,4 млрд рублей или 87,8% всех доходов городского бюджета за 11 месяцев. Это на 27,4% или 558,1 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 2020 года. По сравнению с показателями января – ноября 2019 года налоговые доходы увеличились на 26,2 процента.
Основными доходными источниками столичного бюджета остаются поступления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и налогу на прибыль организаций. С начала 2021 года НДФЛ и налог на прибыль обеспечили 83,5% всех налоговых доходов.
По налогу на прибыль организаций в январе-ноябре 2021 года поступило 1 трлн 7,8 млрд рублей. Объем платежей вырос на 37,7% или 275,9 млрд рублей по сравнению с январем-ноябрем прошлого года и на 23,5% или 191,9 млрд рублей с аналогичным периодом 2019 года.
По состоянию на 1 декабря 2021 года в бюджет Москвы по НДФЛ перечислено 1 трлн 155,6 млрд рублей, что на 199,7 млрд рублей или 20,9% больше по сравнению с показателем 11 месяцев 2020 года и на 270,5 млрд рублей или 30,6% - за 11 месяцев 2019 года.
«Самые высокие темпы роста поступлений по итогам 11 месяцев 2021 года – от специальных налоговых режимов, включая упрощенную и патентную системы налогообложения. За январь - ноябрь в бюджет Москвы перечислено 160,2 млрд рублей, что на 41,6% выше, чем за аналогичный период прошлого года и на 40,3%, чем за январь – ноябрь 2019 года.
Значимость этих налоговых режимов для городского бюджета ежегодно возрастает. Упрощенная система налогообложения вышла на третье место по объему поступлений в городской бюджет после НДФЛ и налога на прибыль.
Увеличение поступлений от специальных налоговых режимов является результатом роста деловой активности и увеличения числа индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан. Например, по данным Федеральной налоговой службы в Москве за 11 месяцев 2021 года было зарегистрировано 73,6 тысяч индивидуальных предпринимателей, что на 47,2% больше, чем за аналогичный период 2020 года», - рассказала министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Елена Зяббарова.
По налогу на имущество организаций объем платежей в бюджет Москвы увеличился на 8,9% и составил 145,6 млрд рублей. По сравнению с 11 месяцами 2019 года этот показатель вырос на 4,6% или на 6,5 млрд рублей.
Неналоговые доходы составляют 8,3% от общих доходов городского бюджета. По итогам 11 месяцев 2021 года в бюджет Москвы поступило 245,5 млрд рублей неналоговых доходов. Это на 16,2% больше показателя аналогичного периода прошлого года, и на 0,7% выше уровня января – ноября 2019 года.
«В отраслевом разрезе наибольшие темпы роста платежей в бюджет показывают предприятия торговли. Объем поступлений составил 452,5 млрд рублей, на 27,9% больше, чем за 11 месяцев 2020 года и на 35,8% выше уровня за аналогичный период 2019 года, - отметила руководитель Департамента финансов Москвы. - На 27,1%, до 196,2 млрд рублей, увеличились поступления от хозяйствующих субъектов, занятых в сфере предоставления услуг населению. По сравнению с январем – ноябрем 2019 года рост составил 21,6 процента. Высокая положительная динамика также у организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом – объем платежей в бюджет вырос на 20,4 процента. В абсолютном выражении – это 176,0 млрд рублей, а по сравнению с аналогичным периодом 2019 года больше на 7,8 процента».
По словам Елены Зяббаровой за январь – ноябрь 2021 года предприятия транспортной отрасли обеспечили рост платежей на 20,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 86,7 млрд рублей. «Транспорт, наряду с туризмом и общественным питанием, – одна из наиболее пострадавших отраслей в результате введения в прошлом году коронавирусных ограничений. А восстановление финансово-экономических показателей транспортных предприятий к уровню 2019 года происходило медленнее, чем в других сферах.
За девять месяцев 2021 года поступления в бюджет Москвы от транспортной отрасли были на 1,2% ниже, чем за январь – сентябрь 2019 года. Но по итогам января – ноября 2021 года зафиксирована положительная динамика поступлений по сравнению с 11 месяцами 2019 года. Увеличение составило 2,7 процента. Это указывает на завершение в целом восстановительного периода для столичных транспортных предприятий и организаций.
Подчеркну, что по итогам 11 месяцев текущего года отмечен рост поступлений в бюджет Москвы по всем основным отраслям городской экономики по сравнению с показателями аналогичного периода 2019 года», - резюмировала Елена Зяббарова.
На финансирование 13 государственных программ города Москвы направлено 2 трлн 623,0 млрд рублей, или 96,0% от совокупных расходов столичного бюджета за январь – ноябрь 2021 года.
Городские социальные программы по развитию здравоохранения, образования, культуры, спорта и социальной поддержке жителей города за 11 месяцев текущего года профинансированы в объеме 1 трлн 449,9 млрд рублей. Это составляет 55,3% от общего объема бюджетных расходов на государственные программы Москвы.
На исполнение государственной программы «Столичное здравоохранение» направлено 446,0 млрд рублей. С учетом средств территориального фонда обязательного медицинского страхования затраты на здравоохранение в Москве в январе-ноябре 2021 года составили 708,5 млрд рублей.
На государственную программу «Социальная поддержка жителей города Москвы» за январь - ноябрь текущего года направлено 498,3 млрд рублей, «Столичное образование» - 374,0 млрд рублей, «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия» - 76,9 млрд рублей, «Спорт Москвы» - 54,6 млрд рублей.
Размер государственного долга города Москвы составляет 145,4 млрд рублей. Уровень долговой нагрузки на бюджет города Москвы на 1 декабря 2021 года - 5,1% от объема запланированных собственных доходов бюджета.