О том, куда ехать снимать рекламные ролики, рассказывает Александр Зарщиков, креативный продюсер студии Filmway Production, получившей вместе с агентством Action «золото» и «бронзу» крупнейшего фестиваля рекламы Cannes Lions в 2021 году.
- Как изменилась география съемок в последнее время?
- Все достаточно серьезно поменялось еще во время эпидемии covid-19 из-за практически закрытых границ и действовавших в большом количестве стран ограничений. События же последних месяцев, очевидно, еще больше усилили крен в сторону съемок внутри России. Поскольку далеко не все истории можно снять в павильоне, а в нашей стране действительно много мест, от красоты которых захватывает дух, то, как это и бывает летом, большое количество клиентов стремится снимать на “натуре”. При этом, важно понимать, что в действительности мало где есть необходимая для этого инфраструктура. Например, не так давно в рамках одного из проектов мы снимали в Калининграде и Сочи, поскольку герои видеороликов там живут и работают, и практически все операторское и осветительное оборудование, а также немалое количество специалистов нам пришлось везти из Москвы и частично из Санкт-Петербурга. Безусловно, это увеличило стоимость производства видеороликов, но только так мы могли обеспечить необходимый уровень «картинки».
- Почему так?
- Ответ очевиден: инфраструктура развита там, где есть рынок. Почти вся индустрия сконцентрирована в Москве и остальные регионы, даже юг страны, оказываются немного в стороне – несмотря на прекрасные локации, там непросто с кастингом, техникой и специалистами. Хотя что-то там, конечно, есть и часть съемок там проходит. Если же сценарий требует более нестандартных локаций, то все становится еще тяжелее. Не так давно по двум разным проектам мы обсуждали съемки в Дагестане и на Байкале, но в результате всех расчетов бюджеты оказались неподъемными для клиентов - туда необходимо было транспортировать буквально все, необходимое для этих съемок, и стоило это действительно дорого. Но я надеюсь, что со временем ситуация будет меняться, возможно, в том числе благодаря тому, что в ряде российских регионов уже несколько лет действует программа рибейта, предполагающая частичную компенсацию затрат на съемки фильмов (от 15% до 50% в зависимости от региона). С января 2022 года в том же Калининграде действие этой программы начало распространяться на рекламные проекты. Но мы протестировать ее, к сожалению, не успели – заявки принимались только до конца апреля. Теперь будем подаваться в следующем году и попробуем возместить те затраты, которые были осуществлены на территории области во время подготовки и съемок проекта.
- А куда ехать снимать, чтобы не стоило очень дорого?
- Снимать рекламные ролики – вообще не дешево, поскольку используется много дорогой техники, а на проектах работает достаточно большое количество очень квалифицированных людей. Но если говорить о доступных направлениях, где можно реализовать проект в относительно умеренном бюджете, то мы еще в прошлом году в этом смысле открыли для себя Армению. Мы уже снимали там часть материала для нескольких роликов, а сейчас готовимся к съемке нашего короткометражного остросюжетного триллера в пригороде Еревана. Да, в Армении также небольшой объем местного рынка и, как следствие, ограничено количество техники и специалистов, но для точечной работы там есть все необходимое. Еще один важный момент – есть возможность оплачивать услуги местного подрядчика в рублях, видимо, из-за того, что и Россия, и Армения находятся в таможенном союзе ЕАЭС. Плюс там еще с апреля отменены все ковидные ограничения, которые, к слову, до сих пор действуют в еще достаточно большом количестве стран.
- А другие страны СНГ?
- Все последние годы (если не брать в расчет период эпидемии covid-19) довольно ощутимое количество «натурных» проектов снималось в Грузии, в разы меньше – в Казахстане и Армении. Сейчас же, очевидно, все большее количество таких проектов будет замыкаться в России. Но, я думаю, что для потенциального развития инфраструктуры это хорошо.