Российские власти ведут дискуссии по поводу грандиозного проекта, инициатором которого выступил ВЭБ.РФ, в рамках которого планируется повсеместное обновление городского транспорта. Осуществить задуманное собираются с привлечением средств ФНБ.
В общем к 2035 году намечена закупка 95 700 автобусов, 6 700 вагонов трамваев, 6 500 троллейбусов, 3 500 электробусов. Кроме того, запланирована модернизация действующих систем перевозок, подразумевающая введение регулирования тарифов государством, передача перевозочного бизнеса надежным масштабным операторам (которых на данный момент нет) и внедрение концессий для обновления электротранспорта.
На начальном этапе программа обновления будет реализована в 10 городах нашей страны при инвестициях в размере 340 миллиардов рублей, 196 из которых потратят на обновление подвижного состава, а 112 млрд пойдут на усовершенствование инфраструктуры. Речь идет о Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде, Саратове, Твери, Воронеже, Волгограде, Челябинске, Новосибирске и Казани.
Когда пилотные проекты будут реализованы, программу продолжат в других 40 городах России: это запланировано на период с 2020 по 2024 год. В будущем модернизация коснется 1000 и больше городов РФ. Общая стоимость проекта составляет 2,1 триллиона рублей.
«Уже прошло время, когда федеральные, региональные власти и органы местного самоуправления нужно было уговаривать заняться обновлением подвижного состава в крупных городах, – считает профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. – Что касается 10 городов, в которых предполагается реализовать пилотный проект то понимание стратегии развития транспортной системы города на сегодняшний день уже имеется. В высокой степени готовности все необходимые документы, в частности, документы планирования регулярных перевозок, комплексные схемы организации дорожного движения и программы комплексного развития транспортной инфраструктуры».
Крупнейшие производители городского транспорта, в частности, автобусов и электробусов ГАЗ и КамАЗ, поддерживают инициативу ВЭБ.РФ, ведь порядка 60% автобусов в российском парке уже в возрасте – им больше десяти лет.
Михаил Якимов уточнил, что планы закупки довольно грандиозные. Но, к сожалению, есть и финансовые, и технологические ограничения. Первые связаны с возможностями бюджета муниципальных образований, вторые же гораздо серьезнее: именно они лимитируют процесс обновления машин.
По словам экспертов, не у всех муниципальных образований есть стройная выверенная ежегодная программа обновления подвижного состава. И тем более – нет никакого согласования программ закупки подвижного состава между отдельными муниципальными образованиями. Поэтому производителям техники, в частности, трамваев, троллейбусов, автобусов приходится работать в условиях некой неопределенности: когда неясны планы долгосрочных закупок их продукции, непонятно, как планировать свое производство. Соответственно, было бы весьма интересно, чтобы Межэкономбанк выступил некоторым оператором-заказчиком подвижного состава общественного транспорта для основных крупных производителей трамвайной, троллейбусной и автобусной техники.
«В этом случае с финансовыми средствами банка возможно нивелировать зависимость крупных производителей от конечных потребителей, в частности, крупных муниципалитетов, а также выстроить работу производителей более планово и системно. С другой стороны, и у муниципалитетов появится возможность не корректировать свои планы по обновлению подвижного состава с конкретным производителем конкретного завода, а обращаться напрямую в Межэкономбанк при принятии решения о крупной закупке подвижного состава», – заключил собеседник.
Персоны1 и Компании2 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.