09:42
Пробки:   4
$
92.3892
99.4277

Убыточные франшизы

4 декабря 2019
9276
5 мин.
3
Убыточные франшизы

Конец эпидемии близок! 

На вопросы отвечает Анна Савицкая, бизнес-эксперт Сбербанка.
 
— Расскажите, в чем суть шумихи в Интернете, связанной с франшизами? 
 
— Я думаю, мы подошли к т.н. моменту рыночной «пресыщения». То есть «франшизный» пузырь начал наконец-то лопаться. Популярные бренды Like Coffee, Papa Grill, Sokol Coffee, Мосигра, Like Hostel и подобные кейсы внесли свою важную лепту. Список убыточных франшиз исчисляется десятками, список пустых и бесполезных - тысячами. Самое печальное, когда молодые предприниматели, насмотревшись видеороликов, решаются рискнуть, отдают все накопленные деньги, делают в кредит ремонт, а потом, спустя какое-то время тихо разоряются и закрываются. Остаются у разбитого корыта, в разрушенных семьях, все в долгах. 
 
— Как вы думаете, в чем причина этих провалов? 
 
Разные причины. От незрелости и неспособности бизнес-моделей развиваться. До неопытности самих франчайзи. Но самой частой проблемой является то, что франчайзеру не интересен франчайзи. Как бы печально это ни звучало. То есть для продавца франшизы главное – продать «упаковку», взять максимально высокий паушальный взнос, отгрузить оптом товар и получать ежемесячный роялти, пока франчайзи не закроется. При этом проводить качественные рекламные и PR кампании, обучать сотрудников у франчайзи, оптимизировать логистику, развивать продуктовый портфель, бороться с конкуренцией – это почти никто не хочет делать.  
 
— Подождите, но если взять ту же Мосигру, они как раз делали обучение, проводили презентации, давали много рекламы. 
 
Все верно, рекламные инъекции дают положительный эффект. Но недолговременный. Бизнес либо растет, либо умирает. И неважно насколько красивая упаковка товара или логотип. К сожалению, сегодня магазины Мосигры закрываются по всей России, а их основатель этим летом продал свою долю и ушел.  
 
 — Печально слышать. Раз уж мы упомянули слово «упаковка», расскажите пару слов про известного блоггера Упаковщика Дмитрия Гробовского, который всегда хвалил собственную франшизу и недавно вроде как попался на скандале. 
 
— Все верно, речь идет о франшизе Papa Grill. Бизнесмен и блогер Андрей Ковалев этой осенью оглушительно разнес эту франшизу на своем канале Ассенизатор. Команда Ковалева сняла сюжет в г. Коломна, где ребята франчайзи Рома и Максим полностью разорились чуть меньше, чем за год. Они дали подробное интервью. 
 
— Интересно. А что с франшизой Like?  
 
—  Это совершенно другая история. Like Coffee. Like Hostel. Это франшизы Аяза Шабутдинова.  
 
— Того самого Шабутдинова? Много слышала о нем. По-моему, у него тоже не очень хорошая сегодня репутация. 
 
— Верно. Для многих имя Аяза Шабутдинова стало синонимом слова «инфоцыган». 
 
— Инфоцыган? Что это значит? 


 
 — Это значит инфобизнесмен. Просторечно - пустозвон, словотреп. Человек, который сам не умеет и не делает, а других учит. 

- Успешный успех. Типа Ковпака? 
 
— Именно! Дима Ковпак, который сам себя назвал номером один в бизнесе с Китаем. И который никогда ничего толком не покупал и не продавал сам. Только тренинги, как продавать. Его персона активно фигурирует в разоблачениях у блогеров Миши «Пограничника» и Вики «Ютубной». 
 
— Да, на канал Вики я подписана. Она сейчас активно Инста-разводами занялась. Анна, давайте вернемся к убыточным франшизам. Расскажите пожалуйста еще какой-нибудь  интересный кейс. 
 
— Запросто. Самая яркая и показательная история, это франшиза Ромы Куцнеко «Курочка», которая умерла, не успев толком родиться. 
 
— Подождите, это та, что рекламировалась на канале Трансформатор.  
 
— Именно (смеется). Трансформатор. Главный бот-канал российского Ютуба. Вообще, история Димы Портнягина и Ромы «Курочки» крайне занимательна. Думаю, ее будут в учебниках по рекламе разбирать через много лет.  
 
— А что в ней интересного? 


 
— Ну как же. Отец  франшизы «Курочка» - это Дима Портнягин. У него были грандиозные планы. Но реальность и инфосоветы – это всегда разные вещи. Помните, всего два года назад Дима был самым желаемым спикером на всех бизнес-тусовках Москвы? Все верили, что он вот-вот попадет в ТОП-500 бизнесменов Forbes. Рекламу на его канале заказывали топовые компании. Членство в клубе миллионеров Трансформатор считалось недостижимым благом. Когда появилась Курочка – весь Ютуб шумел от восторга. 

— А потом? 
 
— Курочка умерла, как нерентабельный и операционно накладный бизнес. А Ютуб сообщество узнало, что Трансформатор - лжец. Что компания Транзит Плюс не имеет сто-миллионных оборотов, что нет там никакой пресловутой «маржи». Что влог снимался на арендованную технику. Что тиражи книги «Трансформатор» самовыкупались. Весь это проект – один большой развод. Как и франшиза «Курочка»
 
— Мне кажется, или что-то похожее было в 2000-х с доткомами? 
 
— Думаю да. Затем если помните в США был пузырь с недвижимостью, затем с мобильными приложениями. Теперь у нас лопается пузырь с инфобизнесменами, а вместе с ними и с убыточными франшизами. 
 
— Как думаете это хорошо? 
 
— Абсолютли. Как бы сказал Александр Невский. Благодаря соцсетям, прежде всего Ютубу, люди раскрыли глаза и увидели истинное положение вещей. Благодаря блогерам Ковалеву, Колосову, Сашкинсу, Карацюпе и прочим - молодые ребята-предприниматели семь раз подумают, стоит ли покупать франшизу. Какую-нибудь Black Star “13 Barbershop” за 5,5 миллионов рублей для регионального города. Будет в этом толк – или это закончится плачевно. 
 
— Анна. Спасибо большое за интервью!

Персоны1 и Компании2 в новости

Предприниматель
1 место
Forbes
1 место
Сбербанк
2 место
Раздел:

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8117101708
Умерли за год
17314086
Родились за год
42595716