Конец эпидемии близок!
На вопросы отвечает Анна Савицкая, бизнес-эксперт Сбербанка.
— Расскажите, в чем суть шумихи в Интернете, связанной с франшизами?
— Я думаю, мы подошли к т.н. моменту рыночной «пресыщения». То есть «франшизный» пузырь начал наконец-то лопаться. Популярные бренды Like Coffee, Papa Grill, Sokol Coffee, Мосигра, Like Hostel и подобные кейсы внесли свою важную лепту. Список убыточных франшиз исчисляется десятками, список пустых и бесполезных - тысячами. Самое печальное, когда молодые предприниматели, насмотревшись видеороликов, решаются рискнуть, отдают все накопленные деньги, делают в кредит ремонт, а потом, спустя какое-то время тихо разоряются и закрываются. Остаются у разбитого корыта, в разрушенных семьях, все в долгах.
— Как вы думаете, в чем причина этих провалов?
— Разные причины. От незрелости и неспособности бизнес-моделей развиваться. До неопытности самих франчайзи. Но самой частой проблемой является то, что франчайзеру не интересен франчайзи. Как бы печально это ни звучало. То есть для продавца франшизы главное – продать «упаковку», взять максимально высокий паушальный взнос, отгрузить оптом товар и получать ежемесячный роялти, пока франчайзи не закроется. При этом проводить качественные рекламные и PR кампании, обучать сотрудников у франчайзи, оптимизировать логистику, развивать продуктовый портфель, бороться с конкуренцией – это почти никто не хочет делать.
— Подождите, но если взять ту же Мосигру, они как раз делали обучение, проводили презентации, давали много рекламы.
— Все верно, рекламные инъекции дают положительный эффект. Но недолговременный. Бизнес либо растет, либо умирает. И неважно насколько красивая упаковка товара или логотип. К сожалению, сегодня магазины Мосигры закрываются по всей России, а их основатель этим летом продал свою долю и ушел.
— Печально слышать. Раз уж мы упомянули слово «упаковка», расскажите пару слов про известного блоггера Упаковщика Дмитрия Гробовского, который всегда хвалил собственную франшизу и недавно вроде как попался на скандале.
— Все верно, речь идет о франшизе Papa Grill. Бизнесмен и блогер Андрей Ковалев этой осенью оглушительно разнес эту франшизу на своем канале Ассенизатор. Команда Ковалева сняла сюжет в г. Коломна, где ребята франчайзи Рома и Максим полностью разорились чуть меньше, чем за год. Они дали подробное интервью.
— Интересно. А что с франшизой Like?
— Это совершенно другая история. Like Coffee. Like Hostel. Это франшизы Аяза Шабутдинова.
— Того самого Шабутдинова? Много слышала о нем. По-моему, у него тоже не очень хорошая сегодня репутация.
— Верно. Для многих имя Аяза Шабутдинова стало синонимом слова «инфоцыган».
— Инфоцыган? Что это значит?
— Это значит инфобизнесмен. Просторечно - пустозвон, словотреп. Человек, который сам не умеет и не делает, а других учит.
- Успешный успех. Типа Ковпака?
— Именно! Дима Ковпак, который сам себя назвал номером один в бизнесе с Китаем. И который никогда ничего толком не покупал и не продавал сам. Только тренинги, как продавать. Его персона активно фигурирует в разоблачениях у блогеров Миши «Пограничника» и Вики «Ютубной».
— Да, на канал Вики я подписана. Она сейчас активно Инста-разводами занялась. Анна, давайте вернемся к убыточным франшизам. Расскажите пожалуйста еще какой-нибудь интересный кейс.
— Запросто. Самая яркая и показательная история, это франшиза Ромы Куцнеко «Курочка», которая умерла, не успев толком родиться.
— Подождите, это та, что рекламировалась на канале Трансформатор.
— Именно (смеется). Трансформатор. Главный бот-канал российского Ютуба. Вообще, история Димы Портнягина и Ромы «Курочки» крайне занимательна. Думаю, ее будут в учебниках по рекламе разбирать через много лет.
— А что в ней интересного?
— Ну как же. Отец франшизы «Курочка» - это Дима Портнягин. У него были грандиозные планы. Но реальность и инфосоветы – это всегда разные вещи. Помните, всего два года назад Дима был самым желаемым спикером на всех бизнес-тусовках Москвы? Все верили, что он вот-вот попадет в ТОП-500 бизнесменов Forbes. Рекламу на его канале заказывали топовые компании. Членство в клубе миллионеров Трансформатор считалось недостижимым благом. Когда появилась Курочка – весь Ютуб шумел от восторга.
— А потом?
— Курочка умерла, как нерентабельный и операционно накладный бизнес. А Ютуб сообщество узнало, что Трансформатор - лжец. Что компания Транзит Плюс не имеет сто-миллионных оборотов, что нет там никакой пресловутой «маржи». Что влог снимался на арендованную технику. Что тиражи книги «Трансформатор» самовыкупались. Весь это проект – один большой развод. Как и франшиза «Курочка».
— Мне кажется, или что-то похожее было в 2000-х с доткомами?
— Думаю да. Затем если помните в США был пузырь с недвижимостью, затем с мобильными приложениями. Теперь у нас лопается пузырь с инфобизнесменами, а вместе с ними и с убыточными франшизами.
— Как думаете это хорошо?
— Абсолютли. Как бы сказал Александр Невский. Благодаря соцсетям, прежде всего Ютубу, люди раскрыли глаза и увидели истинное положение вещей. Благодаря блогерам Ковалеву, Колосову, Сашкинсу, Карацюпе и прочим - молодые ребята-предприниматели семь раз подумают, стоит ли покупать франшизу. Какую-нибудь Black Star “13 Barbershop” за 5,5 миллионов рублей для регионального города. Будет в этом толк – или это закончится плачевно.
— Анна. Спасибо большое за интервью!
Персоны1 и Компании2 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.