За время карантина, когда люди вынужденно заказывали на дом доставку продуктов и прочих товаров, в Рунете «расплодились» мошеннические сайты, якобы предлагающие доставку питания и электроники.
Подобные ресурсы практически в точности копируют оригиналы: на сайтах имеются каталоги с продукцией, опция ввода домашнего адреса и, разумеется, оплаты заказа безналичным способом – по карте. Понятно, что перечисленные клиентом средства «уходят» в карман злоумышленников, а заказчик остается ни с чем.
Примечательно, что за период самоизоляции у сайта известной компании Delivery Club появилось целых 56 копий, примерно по 30 клонов – у «Яндекс.Еды» и «Сбермаркета». Кроме того, не избежали появления фишинговых копий порталы магазинов «Перекресток», «ВкусВилл» и «Утконос», а также гипермаркета «Ситилинк».
Сотрудники пострадавших компаний стараются как можно скорее блокировать мошенников, но сделать это оперативно, увы, получается не всегда.
Эксперты отмечают, что мошенников привлекают исключительно раскрученные бренды. Кроме того, можно проследить сезонность активности злоумышленников: так, в период отпусков подделывают преимущественно странички транспортных компаний, а с введением выплат от властей дополнительных детских пособий в Рунете размножились сайты «госуслуг».
Следует отметить, что маркетплейсы, имеющие сложное строение, скопировать довольно сложно. Если же сделать это удается, то за короткий срок «жизни» фейкового сайта, то есть за 2-3 дня, пока не поступят первые жалобы, можно ожидать настоящий фишинговый шторм.
В «Сбермаркете» подтвердили, что мошеннические ресурсы живут очень недолго. Как правило, они «заточены» под разовую адресную рассылку пользователям. Специалисты уверены, что, к сожалению, количество «левых» сайтов со временем будет только увеличиваться, поскольку сегодня все больше процедур осуществляется в режиме online.
Ритейлеры настоятельно рекомендуют покупателям внимательно проверять условия доставки, чтобы не стать жертвой злоумышленников. А в Delivery Club напомнили, что в компании можно сделать заказ исключительно на официальном сайте либо в приложении сервиса в Google Play и App Store.
Эксперты RU-CENTER, крупнейшего регистратора доменов для бизнеса, подчеркивают, что незаконное использование товарных знаков в домене и на сайте, размещенном на нем, запрещено. Поэтому домены могут быть заблокированы не только в случае откровенно мошеннических действий и фишинга, но и, если администратор домена использует товарный знак без разрешения правообладателя.
Для удобства правообладателей, регистраторы предлагают специальные сервисы, которые помогают отслеживать упоминания брендов в доменных именах. В частности, подобная услуга предоставляется компанией RU-CENTER. Проверка выполняется по 400 популярным доменным зонам и услугу можно протестировать бесплатно.
Причем речь идет как о прямом совпадении с названием товарного знака, так и схожих до степени смешения. Зачастую мошенники пользуются распространенными брендами, заменяя в них одну букву или используя разные вариации транскрипции. К примеру, буква «я» может читаться на транслите и как «ya» и как «ia».
Компании9 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.