Мкртич Окроян уже два десятка лет занимает пост генерального конструктора АМНТК «Союз». Представитель компании знает, что именно нужно сделать для обеспечения отечественной авиации лучшими двигательными установками, сообщают «Аргументы и факты».
Для современной конкуренции советского наследия крайне недостаточно
«Союз» был создан в 1943 году в качестве базового разработчика и производителя двигателей для воздушных судов. На самом деле три четверти всего объёма силовых авиационных установок, которые производились в стране, вышли из конструкторского бюро «Союз». Впрочем, и в настоящее время компания сохранила за собой позицию рекордсмена в части количества разработок в двигателестроительной отрасли.
«Советское наследие имеет действительно колоссальное значение. Именно на его базе фактически и было запущено всё производство авиационных двигателей в России. С другой стороны, в актуальных условиях, на фоне активного развития электроники и технологий, связанных с беспилотным транспортом, требуется широчайшая интеграция в межотраслевом масштабе. Реализация таких планов даст возможность укрепить степень обороноспособности России и успешно конкурировать на глобальном рынке», — проинформировал генеральный конструктор.
Отрасль справлялась со своими задачами до минувшего года
Создание авиационных двигателей представляет собой предельно сложный и наукоёмкий процесс. Эта работа требует не только вложения средств и большого количества времени, но и задействования уникальных специалистов. По мнению Окроевича, до прошлого года отечественным авиастроительным компаниям в основном удавалось полностью покрывать потребности отечественной экономики. Последняя сейчас проходит стадию модернизации, в том числе в военно-промышленной сфере. Сейчас же для дальнейшего развития данного направления потребуется наличие новых двигателей. С производством таких установок есть определённые проблемы, пояснил конструктор.
«Есть проблема. Львиная доля конструкторских бюро на самом деле занимается только модернизацией имеющихся разработок. Они не в состоянии предлагать продукцию нового типа, поскольку не имеют таких компетенций, которые позволили бы им реализовать прорывные идеи», — считает Мкртич Окроян.
Он заметил, что заводы, которые используют серийное производство, сейчас стремительно утрачивают свои прибыли, поскольку фактически выпускают двигатели советской разработки семидесятых–восьмидесятых годов прошлого века. Такая продукция уже уступает по характеристикам и агрегатной базе, а также по электронике и комплектации изделиям конкурентов. С годами этот разрыв будет только увеличиваться. В связи с этим Россия и нуждается в применении прорывных решений.
«Маленькие компании могли бы предлагать вооружённым силам действительно интересные разработки. Тем не менее и таким предприятиям стоит заниматься вовсе не модернизацией уже реализованных разработок, но создавать новые технологии, производить ту продукцию, которая значительно превосходила бы имеющиеся решения. Это имеет первостепенную важность в первую очередь для оборонно-промышленной сферы», — подчеркнул представитель «Союза».
Разработки имеются, но их нужно ещё запустить в производство
Ещё в начале девяностых российские инженеры сформировали целый ряд моделей двигателей-прототипов. Они не пошли в серийный выпуск по причинам как политического, так и экономического характера. В свою очередь, Окроян, который пришёл в «Союз» в 2000 году, застал по сути легендарную компанию в сложной ситуации. Действительно, заказов от авиастроительной отрасли тогда практически не было. Кроме того, на предприятии накопились огромные зарплатные долги. Коллектив организации практически распадался.
Предприятие удалось сохранить благодаря существенным вложениям и титаническим усилиям. Тем не менее разработки, которые были сделаны в непростые времени, не получили дальнейшего хода и развития. Теперь же речь идёт о том, что следует такие двигатели запускать в серию. Дело в том, что даже через три десятка лет после разработки эти силовые установки всё равно опережают современные аналоги, представленные на мировом рынке, по своим характеристикам.
«Наше предприятие никогда не бралось за модернизацию. Здесь решаются исключительно новые задачи. Даже разработки, сделанные в девяностых, сейчас востребованы в авиастроительном сегменте», — подчеркнул конструктор.
За производственной вертикалью — будущее
Окроян уже многие годы является руководителем Балашихинского литейно-механического завода. Это — флагман отечественного авиастроения. Предприятие было им проведено через самые сложные перестроечные годы. Удалось избежать банкротства. В компании возродился выпуск авиационных колёс. Топ-менеджер твёрдо уверен в том, что данное предприятие может стать базовым для производства новых двигательных установок, которые создаются в «Союзе».
«Литейно-механический завод располагает значительными производственными и технологическими мощностями, занимается выпуском большого количества изделий для авиастроения и авиатехники. На заводе может производиться самая новая продукция как в экспериментальном, так и в опытном порядке», — заявил Окроян.
На сегодняшний день «Союз» имеет в своём портфеле в том числе такие решения, как двухконтурные малоразмерные двигатели. Эти модели дают возможность обеспечивать лучшие характеристики для самолётов регионального класса — это ИЛ-112, 114, ТУ. Моторы превосходят те, которые сейчас считаются лучшими для воздушных судов в этом сегменте.
«Наше предприятие посещают главные конструкторы авиакорпораций. Отрасль заинтересована в получении серьёзной продукции. Тем не менее компания не готова к запуску образцов в серию. Для этого нужно связывать в одну вертикаль производственные площадки и непосредственно конструкторское бюро. Именно за такими решениями — будущее», — полагает Мкртич Окроян.
Персоны1 и Компании3 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.