Российский рынок в апреле ожидали серьёзные потрясения, что привело к его обвалу почти в три раза. По мнению экспертов, если не исправить ситуацию, в скором времени автомобиль в России может превратиться в роскошь, а не банальное средство передвижения.
Специалисты отметили, что на падение российского автомобильного рынка повлияли несколько причин. Во-первых, экономические проблемы заставили людей отказаться от крупных покупок, что привело к падению спроса. Во-вторых, ряд западных брендов не могут или не хотят поставлять автомобили в Россию, что стало причиной падения предложения. В-третьих, отечественные автомобили на поверку оказались слишком зависимы от импорта, поэтому даже АвтоВАЗ не может обеспечить российские автосалоны собственной продукцией. Если ситуацию не исправить, падение автомобильного сектора в экономике может достигнуть 70-ти процентов.
Критическое падение
По данным статистики, за апрель текущего года было продано чуть больше 20 тысяч автомобилей, что составляет порядка 35 процентов от привычных объемов продаж. Впрочем, данные отечественной и зарубежной статистики часто сильно отличаются, поэтому автомобильные эксперты в России ждут результатов анализа западными специалистами.
Специалисты российского «Автостата» отметили, что в конце апреля спрос начал постепенно восстанавливаться. За последнюю неделю месяца россияне купили на 17 процентов больше машин, чем неделей ранее. Всего было зарегистрировано более 7.7 тысяч единиц.
Лидером по объёму продаж оказался отечественный концерн «АвтоВАЗ», который продал за апрель более 6 тысяч автомобилей. Следом за ним идут южнокорейские и французские бренды, которые в совокупности с отечественными производителями составили более 50 процентов от общего количества проданных автомобилей.
Несмотря на положительную динамику в конце месяца, апрель для российского автомобильного рынка стал критическим месяцем. Таких низких продаж в России не было последние 15 лет. Для сравнения, в 2020-ом году, в самый разгар пандемии коронавируса, в апреле было продано почти 55 тысяч автомобилей, что в два раза превышает показатели нынешнего года.
Круговорот автомобилей
Отечественные эксперты считают, что причиной падения рынка стали повышенные цены на автомобили, которые спровоцировали антироссийские санкции и трудности с поставками.
До начала специальной военной операции стать обладателем Гранты от АвтоВАЗа можно было всего за 600 тысяч рублей. Сейчас минимальная её стоимость составляет 1.3 миллиона рублей. Популярный кроссовер Duster от французского бренда «Рено» в минимальной комплектации обходился покупателю всего в 1.1 миллиона рублей. Сейчас его трудно найти дешевле 2-х миллионов. Часть автомобильных компаний заявила о прекращении поставок своей продукции в Россию, что ещё больше провоцирует повышение цен на авто.
Кроме того, отечественный концерн «АвтоВАЗ» вынужден приостановить производство не только новых моделей, презентацию которых планировали в этом году, но и старых моделей в максимальной комплектации. Запрет на поставки комплектующих не позволит отечественным производителям сохранить всю линейку.
Российские эксперты считают, что часть потерь от запрета на поставки автомобилей западных брендов смогут заменить азиатские производители. Для этого потребуется время, чтобы наладить логистику и организовать поставки. Кроме того, немного исправить ситуацию поможет параллельный импорт, разрешение на который выдали в Минпромторге РФ. Однако стоимость ввезённых таким образом автомобилей будет значительно выше, чем сейчас. Вряд ли россияне смогут позволить себе дорогие авто после подорожания.
Вторичный рынок
Единственным вариантом для тех, кто не сможет позволить себе приобретение нового автомобиля, станет вторичный рынок. Как правило, на 1 новый проданный автомобиль, приходится не меньше 3-х подержанных.
За прошлый год в России было продано более 1.5 миллиона новых автомобилей. Продажи на вторичном рынке составили почти 6 миллионов. По мнению российских аналитиков, в текущем году продажи поддержанных авто, на фоне падения спроса на новые, вырастут на 50-70 процентов. Основное внимание будут уделять автомобилям, чей возраст не превышает 3-5 лет.
Российские автодилеры рассчитывают заработать за счёт автомобилей, которые уже есть у них в наличии, поскольку потом поставок может и не быть. Выход на рынок азиатских и отечественных брендов не приведёт к серьёзному падению цен. Вернуться к показателям прошлого года вряд ли получится. Таким образом, автомобиль в России перейдет из разряда средства передвижения в предмет роскоши.
Стоит отметить, что власти страны не сидят на месте и пытаются решить проблемы в автомобильной отрасли, в том числе и за счёт выделения дополнительных средств. В Минпромторге заявили о готовности выделить более 55 миллиардов рублей для поддержки отечественных производителей автомобильной техники различных видов. Кроме того, ещё 30 миллиардов готовы потратить на производство автомобильных деталей.
Решить ситуацию может возвращение на рынок западных автомобильных брендов, а также налаживание новых логистических цепочек. Только в этом случае российский автомобильный рынок сможет стабилизироваться.
Компании3 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.