На протяжении первых двух месяцев эксперты «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) вели исследование на ведущих маркетплейсах государства: Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет». С результатами ознакомились журналисты издания «Известия».
Экспертами была изучена работа 450 продавцов обуви, воды и парфюма, так как данные товары попадают под обязательную маркировку. Это означает то, что торговцам в обязательном порядке нужно пройти процедуру регистрации в системе «Честный знак», а также обозначить на изделиях идентификационные коды.
Аналитиками сравнивались реквизиты организаций со сведениями, имеющимися в государственном реестре участников оборота маркированной продукции, над ведением которого работает Центр развития перспективных технологий.
Так, представителям «Общественной потребительской инициативы» удалось определить, что на Wildberries доля торговцев обуви, нелегально занимающихся своей деятельностью, составляет 47 процентов, парфюмерии – 66 процентов, а воды – 58 процентов. На Ozon соответствующий показатель колеблется от 8 до 13 процентов, на «Яндекс.Маркете» - от 4 до 7 процентов. Как известно, исследование проводилось в связи с тем, что резко возрос уровень жалоб от потребителей на качество продукции.
Олег Павлов, являющийся председателем ОПИ, заявил, что интернет-магазины могут на автоматическом уровне отсеивать нарушителей, пользуясь сведениями единого государственного реестра. «Практика указывает на то, что некоторые агрегаторы избегают этого, становясь, можно сказать, зонтичным брендом для недобросовестных торговцев и некими каналами для продажи нелегальных товаров», - отметил эксперт.
Также в ОПИ отметили, что на данный момент у организаций отсутствует стимул заниматься подобной фильтрацией. В настоящее время надзорные органы не проводят требующихся проверок, так как на них введен мораторий, и представители Роспотребнадзора могут начать их только после того, как поступят жалобы от потребителей.
Следует отметить, что на данный момент несколькими статьями КоАП предусматривается ответственность за нарушения в сфере идентификации продукции. Речь идет о штрафных санкциях до нескольких сотен тысяч с конфискацией товаров, не являющихся легальными. Кроме того, как добавил Павлов, площадки могут указывать на то, что они только предоставляют услуги доставки, следовательно, не несут ответственность за не свой товар.
Персоны1 и Компании6 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.