Одна из первых появившихся в России торгово-розничная сеть "Карусель" в следующем году могла бы отметить 20-летний юбилей. Но в феврале был закрыт ее последний магазин.
Сейчас можно уже с полной уверенностью заявлять о том, что одна из старейших сетей прекратила свое существование. Владельцем бизнеса был российский ретейлер X5 Group. Сеть не смогла больше конкурировать с другими участниками рынка, поскольку у нее не получилось адаптироваться и вовремя среагировать на изменения потребительского поведения. Об этом сообщила журналистам РБК президент X5 Group Екатерина Лобачева. Отметим, что "Карусель" - далеко не единственный бизнес компании. В холдинг вошли такие известные бренды, как "Пятерочка", "Перекресток" и "Чижик".
Напомним, что открытие первой торговой точки сети "Карусель" состоялось в Санкт-Петербурге в 2004 году. Совладельцами компании стали российские бизнесмены Андрей Рогачев, Татьяна Франус, Игорь Видяев и Александра Гирда.
В 2019 году владелец "Карусели" решает провести полную трансформацию и перезагрузку бренда. Это было продиктовано тем, что именно в этом году наметился очевидный переток потребителей в другие форматы магазинов. На фоне наличия столь негативного фактора выручка гипермаркетов по итогам 2019 года сильно упала. В тот момент по всей России насчитывалось уже чуть более 90 торговых точек. Руководство приняло решение о закрытии части гипермаркетов, другой же половине пришлось перейти в бренд "Перекресток". После реализации этих управленческих решений "Карусели" остались принадлежать только 37 точек.
Долгое время владельцы бизнеса рассматривали оставшиеся гипермаркеты как возможность поиска новых вариантов позиционирования. Но летом 2021 года всем стало ясно, что все проводимые в отношении "Карусели" меры не приносят положительного результата. Было принято решение о полном прекращении существования сети. Некоторые торговые площади были выкуплены конкурентами (например, ретейлер «О'Кей» приобрел в собственность сразу 4 гипермаркета в Москве и Московской области).
Екатерина Лобачева рассказала, что решение о закрытии сети было продиктовано изменениями в потребительском поведении. Опираясь на мировой опыт в ретейле команда X5 Group не нашла другого выхода.
Специалисты компании провели ряд исследований, в ходе которых было установлено, что за последние 3-5 лет отечественный покупатель прошел несколько стадий потребительской трансформации. Сейчас часть аудитории ориентирована на канал онлайн-продаж, другая стала руководствоваться "разумностью выбора". Начавшаяся в 2020 году пандемия спровоцировала бурное развитие маркетплейсов, на которых сейчас многие потребители "по привычке" закупаются впрок.
Следует отметить, что рынок онлайн-продаж в прошлом году существенно увеличил свою прибыль. Показатели прироста составили 63%. Общая прибыль составила по некоторым оценкам 625 млрд руб. При этом граждане стали чаще покупать продукты в Интернете (продажи в этом сегменте увеличились на 3%). X5 Group находится сейчас в пятерке крупнейших игроков на этом рынке. В прошлом году выручка группы в продуктовой интернет-торговле составила 74,1 млрд рублей. Компанию сумели обогнать "Сбермаркет" со своими 103,5 млрд рублей, "Вкусвилл" и "Самокат" (91,2 и 82,5 млрд рублей соответственно).
Персоны2 и Компании10 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.