17:30
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Устами цирковых: о скандале вокруг Казанского цирка в независимом разговоре с экспертами отрасли

16 мая 2023
29244
7 мин.
2
Устами цирковых: о скандале вокруг Казанского цирка в независимом разговоре с экспертами отрасли

В марте 2023 года министр по делам молодежи Республики Татарстан Ринат Садыков подчеркнул, что государственные программы являются основой работы министерства. Благодаря этим проектам обеспечивается работа с разными категориями молодежи, а приоритетной считается программа профилактики социально-негативных явлений. Молодежь, по словам министра, является главным человеческим капиталом республики и активно вовлекается в решение важных государственных задач, включая нормы сохранения культуры Татарстана. Об этом сообщает издание «НГ».

Недавние события приобретают печальный символизм на фоне заявления министра по делам молодежи Республики Татарстан о сохранении культуры и работе с молодежью. В ночь на 29 апреля в Казанском цирке, учреждении культуры республиканского значения, прошла вечеринка Focus, вызвавшая широкий общественный резонанс. Вечеринка была организована с продажей алкоголя и табачной продукции и солидным диджейским лайнапом. Организаторы опровергают информацию о распитии алкоголя и курении на арене, но СМИ сообщают об обратном, а также о том, что гости танцевали на манеже. Журналисты издания «НГ» пообщались с цирковыми артистами разных поколений, которые высказали свои мысли о скандале вокруг Казанского цирка, творческом взаимодействии и единстве целей, уровне культуры молодежи и позитивном имидже постсоветского цирка на мировой арене.

Комплексная программа по формированию безопасной молодежной среды в Республике Татарстан, приобщение молодежи к искусству, воспитание ее нравственности и духовности является очень важной и необходимой инициативой. Она поможет создать условия для реализации потенциала молодежи и повысить ее культурный уровень.

Одной из главных задач этой программы является сохранение количества посещений культурно-досуговых учреждений, так как существует тенденция постепенного снижения популярности традиционных учреждений культуры. На  муниципальную программу «Развитие культуры в городе Казани на 2018-2024 годы» выделено 12 миллиардов рублей. Проект поможет создать условия для развития культуры в городе и привлечения молодежи в культурную среду.

Современный цирк действительно является не только модернизированным учреждением культуры, но и настоящим культурным центром притяжения, который формирует новый образ досуга и творческого развития. Однако, как показывает история, благие намерения могут иногда указывать на неверный путь. Вместо создания условий для повышения привлекательности цирка и расширения целевой аудитории, некоторые организаторы предпочитают устраивать рейвы на манеже, продавать алкоголь в фойе и электронные сигареты с ароматизаторами.

«Не этим нужно привлекать. – убежден cоветский и российский цирковой артист-дрессировщик, Народный артист Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства Николай Павленко. – Нужно повышать культуру зрелищ, по-настоящему показывать людям цирк. Сегодня цирковое искусство становится открытым, выходит к людям, которые с нетерпением ждут открытых репетиций и премьер цирковых спектаклей по всей стране».

Мнение генерального директора Большого Московского цирка Эдгарда Запашного весьма актуально и соответствует современным требованиям. Он отмечает, что залог успеха российского цирка как бренда заключается в эффективном взаимодействии независимых друг от друга структур. Сегодня цирки объединяются идейно и финансово, происходит обмен артистами, циркуляция гастролей, приглашения на фестивали и другие значимые мероприятия.

Действительно, цирк в России имеет богатую столетнюю историю и является неотъемлемой частью культурного наследия страны. Он символизирует нашу национальную гордость и уникальность. Организация подобных мероприятий вне территории цирка может нанести ущерб мировому бренду российского цирка и подорвать все усилия республиканского правительства в сфере молодежной политики.

Для многих людей, которые никогда не были в цирке, это место ассоциируется с детством и свободой от проблем взрослой жизни. Сегодня девиз российского цирка - искусство, понятное каждому. Организаторы данного мероприятия, желая донести миру некое волшебство, пригласили взрослых «очутиться в весенней сказке». Однако, если тропинка в детство пролегает через употребление алкоголя, то сложно постичь суть волшебства.

«Цирк – это народное искусство, которое всегда было самым зрелищным и привлекательным, при всей своей простоте оно захватывает зрителя, объединяя балет и спорт, кино и драматическое искусство,– считает руководитель и основатель Театра кошек, клоун и дрессировщик, народный артист РСФСР Юрий Куклачев. И когда в 90-е годы в театрах произошла трансформация, и культура театра существенно упала, то цирк сохранил свою самобытность, изящество, культуру, усовершенствовал программы, технику исполнения, и это была общемировая тенденция». Цирк – это великий храм искусства, а любовь к цирку как религия, уверен народный артист.

Действительно, российский цирк уже давно установил доверительные отношения со своим зрителем, став местом притяжения для людей всех возрастов, интересов и профессий. Цирк представляет собой место досуга совершенно новой формации и является привлекательным для людей всех возрастов. Однако, кажется, что все эти усилия теряют свою силу, когда директор цирка без какого-либо принуждения превращает цирковой манеж в танцплощадку, а фойе цирка в «алкомаркет».

Николай Павленко считает такие вещи недопустимыми: «Цирк пережил времена, когда помещения сдавались под проведения мероприятий, не имеющих ничего общего с понятием «культура», цирк выстоял. И сегодня эта история не должна повториться. Мы помним времена, когда при входе в цирк деятели культуры снимали головной убор, потому что было уважение к учреждению, к общему делу. Мы воспитаны на примерах таких людей».

Подобные мероприятия не могут привить людям чувство бережного отношения к объектам культуры и искусства, а скорее могут привести к их деградации. Подобные мероприятия не могут служить повышению уровня культурной активности жителей Республики. Глава культурного учреждения должен воспринимать его как место для семейного досуга и понимать его истинное предназначение. Молодежь, принявшая участие в ночном мероприятии в здании Казанского цирка, может не понимать, что подобные акции обесценивают истинное предназначение цирка, но руководитель учреждения культуры должен это понимать и беречь цирк. Если он не понимает этого, то может быть профессионально непригоден.

На сегодняшний день многие люди предпочитают проводить свободное время дома или в торговых центрах, а не в учреждениях культуры. Это связано с различными факторами, включая современный ритм жизни, увеличение количества развлекательных возможностей, доступность различных онлайн-сервисов и многими другими. К слову, это не должно быть поводом для уничтожения культурных учреждений, таких как Казанский цирк.

Казанский цирк является независимым хозяйствующим субъектом, но его успех и привлекательность для посетителей зависят от качественных программ, которые он предлагает. Эдгард Запашный правильно подчеркивает, что наиболее сильные и мощные профессиональные коллективы и лучшие программы в стране представлены только в трех цирках: Росгосцирк, Большой Московский цирк и цирк Никулина на Цветном бульваре.

По словам Запашного, причиной организации мероприятия, граничащего с вакханалией, могло быть не только дефицит программ и потеря конкурентоспособного продукта, но и желание привлечь больше посетителей, включая молодежь, и поддержать репутацию учреждения. Однако, важно помнить, что искусство должно быть созидающим, а не деструктивным, и должно говорить на понятном языке молодежи.

Для того чтобы привлечь молодежь в цирк, необходимо создавать новые, современные, технологичные и увлекательные шоу, которые будут не только развлекательными, но и просветительскими. Важно формировать креативную среду, которая будет интересна и понятна молодежи. Также цирк может сотрудничать с молодыми артистами и создавать совместные проекты, которые будут отражать современные тенденции и интересы молодежи. Такой подход поможет сохранить репутацию учреждения культуры и привлечь новую аудиторию.

Персоны1 и Компании1 в новости

Генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского.
1 место
Раздел:
Источник фото:
tatar-inform.ru

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176578928
Умерли за год
58046970
Родились за год
142805820