Власти планируют увеличить возможности малых и средних предприятий (МСП) для экспорта. Министерство экономического развития разработало проект приказа о дополнительных мерах поддержки МСП, занимающихся экспортом товаров. Согласно этому проекту, предельная сумма, выделяемая центрами поддержки экспорта (ЦПЭ) на транспортировку продукции за рубеж, увеличивается с 500 тыс. до 1 млн рублей на каждую компанию. Об этом сообщает издание «Известия».
Эта услуга включает оказание помощи в организации и осуществлении транспортировки товаров, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, перегрузки с одного вида транспорта на другой, сортировку, консолидацию, разукрупнение, маркировку и переупаковку продукции, принадлежащей субъектам МСП. Поддержка осуществляется на территории Российской Федерации, однако она распространяется на товары, предназначенные для продажи за рубежом, указано на сайте Российского экспортного центра. Эта мера предоставляется в форме софинансирования: 20% финансируется со стороны компании и 80% — со стороны ЦПЭ. 1 млн рублей - это новый предел такой поддержки. При этом в министерстве заявляют, что эта цифра может быть изменена.
Как отметили в ведомстве, проектом приказа предусматривается увеличение лимитов для приоритетных услуг центров поддержки экспорта за счет сокращения финансирования менее востребованных услуг.
В октябре этого года некоторые главы регионов, включая губернаторов Иркутской и Смоленской областей, выступили с инициативой увеличения компенсаций затрат МСП на экспорт. Они обратили внимание на рост затрат бизнеса на транспортировку и подчеркнули необходимость поддержки в этой области.
Вероника Никишина, являющаяся генеральным директором Российского экспортного центра, заявила в интервью «Известиям», что только 1% российских МСП в настоящее время экспортирует свою продукцию. Она отметила, что из 6 миллионов небольших компаний лишь чуть более 60 тысяч продают свои товары за границу, и при этом наблюдается прирост более чем на 13% по сравнению с 2021 годом.
Нонна Каграманян, вице-президент и руководитель исполкома «Деловой России», выразила озабоченность по поводу значительного роста затрат экспортеров на логистику в текущей ситуации. Она подчеркнула, что для сектора МСП особенно критично увеличение издержек на логистику, и в масштабах малого бизнеса стоимость логистики остается существенным барьером для поставки продукции на зарубежные рынки.
Каграманян добавила, что транспортная субсидия стала одной из наиболее эффективных мер поддержки. Увеличение ее размера, по ее мнению, расширит возможности для развития несырьевого экспорта, позволив российским производителям активнее выходить на зарубежные рынки и предлагать свою продукцию по более конкурентоспособным ценам.
Эксперт отметила, что хотя малые предприятия могут ощутить положительный эффект от увеличения размера транспортной субсидии, средние компании, скорее всего, не почувствуют значительной дополнительной поддержки. Она подчеркнула, что в настоящее время остро необходим специальный пакет мер поддержки, ориентированный на компании МСП+, то есть на тех, кто уже «вырос» из категории среднего бизнеса, но еще не достиг статуса крупного предприятия.
Персоны2 и Компании4 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.