С января текущего года стоимость авиабилетов выросла на 17%, по сравнению с аналогичным промежутком времени прошлого года. Аналитики прогнозировали подорожание в районе 10%, однако ситуация сильнее вышла из-под контроля.
Более подробно о текущем положении дел рассказал Роман Гусаров, главный редактор издания Авиа.ру. По его словам, нынешняя ситуация даже близко не стоит с тем, что происходило в 2022 году, когда недружественные страны ввели колоссальное количество ограничений в отношении России. Тогда многие аналитики говорили о том, что из-за санкций велика вероятность полной остановки всей гражданской авиации на территории страны. И для этого действительно были предпосылки, так как объемы перевозок пассажиров существенно снизились, а их себестоимость, наоборот, выросла.
Помимо этого, отечественная авиационная отрасль столкнулась с достаточно большими убытками из-за того, что южные аэропорты оказались закрыты. Сразу же после этого решения «из авиаоборота» выпало 19,5 млн пассажиров, которые раньше обслуживались компаниями. На выручку отрасли пришло правительство, которое смогло перекрыть рост себестоимости достаточно крупным государственным субсидированием. Примерно к этому же моменту российские авиакомпании смогли успешно наладить поставки необходимых запчастей по параллельному импорту. Именно по этой причине в 2022 году стоимость билетов практически никак не менялась.
В прошлом году правительство сократило субсидирование данное сферы, так как появлялись признаки адаптации к новым реалиям. Роман Гусаров прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «Со временем компании начали нагонять те годы, когда себестоимость перелетов увеличивалась, а цены на билеты оставались неизменными. В результате этого последние резко подорожали на 25-30%. Стоит отметить, что этот скачок цен имеет вполне законное экономическое обоснование. Жители России прекрасно видят, что подорожание затронуло практически все сферы экономики».
Он также объяснил, почему прогноз аналитиков по поводу повышения цен на авиабилеты в этом году оказался ошибочным. Дело в том, что правительство и Центральный Банк обещали существенное снижение инфляционного давления, но из-за огромного количества факторов этого так и не произошло. Даже сейчас инфляция в России остается слишком высокой, из-за чего подорожание и превысило прогноз.
Федор Борисов, глава Аналитического центра Государственного НИИ гражданской авиации, рассказал о том, что итоговая цена билета получается в результате сложения трех факторов. Первый – это стоимость, которую компания затрачивает на владение самолетами, второй - содержание сотрудников, то есть выплата положенных заработных плат, больничных, отпускных и так далее, а третий – стоимость топлива. В последнее время расходы компаний в значительной степени увеличились, из-за чего осуществлять перевозки по старым ценам им просто не выгодно. К тому же, не стоит забывать, что данная сфера достаточно сильно подвержена сезонному фактору, поэтому в определенные времена года многие компании работают себе в убыток, но с началом сезона отпусков получают крупную прибыль, которой хватает и для покрытия убыточного времени. Однако долго в таком режиме авиакомпании работать просто не могут, из-за чего цены на билеты все равно приходится поднимать.
Персоны1 и Компании3 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.