Ещё в конце 2019-ого года аналитики делились с нами прогнозами относительно будущего российского бизнеса и рынка франшиз. Главной темой размышлений была статистика по соотношению количества закрытых и открытых компаний, потому что открывалось значительно меньше.
Проведённое агентством FinExpertiza исследование на основе данных Росстата показывало, что подобный «тренд» начался ещё в 2016-ом году. Некоторые в открытую били тревогу, называя главными причинами такой ситуации – возрастающую налоговую нагрузку и отсутствие эффективной поддержки от государства. Был составлен и рейтинг по регионам, в котором Москва занимала 14-ое место. В столице за 2018-ый год открылось более 88 тысяч предприятий, а закрылось – 233 тысячи.
Находились и те, кто призывал не беспокоиться, потому что такая статистика обманчива. В частности Татьяна Минаева – бизнес-омбудсмен Москвы сообщала, что впечатление «портится» за счёт оптимизации муниципального управления, когда небольшие предприятия ликвидируются, а контроль над объектами получают крупные фирмы. А также за счёт попадания в эту статистику фирм-однодневок, которых всё ещё очень много. Но и она замечает, что много бизнеса закрывается из-за убыточности в следствии высоких налогов.
Ещё в январе 2020-ого можно было услышать прогноз, о том, что тренд в ближайшие два года не закончится, но это не значит, что дела у малого бизнеса идут плохо. В интервью rg.ru аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв сообщал, что желающих открыть собственный бизнес станет больше.
А потом началась пандемия. И все прошлые прогнозы обнулились. На фоне падения рубля, снижения цены на нефть и принудительного закрытия торговых центров, кафе, ресторанов и других заведений, бизнес, особенно малый, оказался в очень затруднительном положении.
Несмотря на то, что правительство продолжает вводить меры поддержки в виде отсрочек платежей по налогам, новые прогнозы аналитиков остаются безутешительными. Мнение у всех совпадает. После окончания карантинных мер, к бизнесу смогут вернуться далеко не все. Огромное количество людей останется без работы, а экономика и без падения рубля сильно просядет.
На фоне этого, особенно необычно звучат новости о том, что в некоторых сегментах бизнеса дела идут хорошо, и даже лучше, чем было. Так, например, по данным инвестиционного банка HSBC, специалисты которого проводили опрос в феврале 2020 года и сравнивали результаты с тем же периодом прошлого года, доля россиян, заказывающих еду онлайн увеличилась на 11%. Сервисы доставки еды не только не потеряли за время закрытия других сегментов бизнеса, но даже нарастили массу с помощью повышенного спроса на франшизы доставки.
Характерный пример из другой области. Работающие на всём протяжении режима самоизоляции аптеки также прибавили. В том числе и количественно. В апреле об этом заявляло сразу несколько изданий, а специалист франчайзинговой сети «Советская аптека» заявил, что количество заявок на покупку франшизы увеличилось вдвое после выхода закона, позволяющего дистанционную продажу лекарственных препаратов.
Почему же, в то время, как часть бизнеса думает, на что выдавать зарплату сотрудникам, другая часть наращивает обороты через франчайзинг и относительно новые для нашего рынка инструменты?
Основатель каталога франшиз Businessmens.ru Юрий Богомолов заявляет, что кризис и самоизоляция будут иметь не только негативные последствия, хотя в первую очередь заметны будут именно они. Дело в том, что каждый кризис помимо того, что заставляет многих с рынка уходить, ещё и даёт толчок к развитию франчайзинга и новых инструментов.
После кризисов 2008-ого и 2014-ого годов российский франчайзинг начинал усиленно развиваться. Связано это с двумя факторами. Первый – на рынке появляется больше специалистов, оставшихся по тем, или иным причинам без работы. Второй – страх начинать свой бизнес с нуля усиливается. В итоге, спрос на «проверенные» предложения от сетевых франчайзинговых фирм растёт. В этот раз всё будет также.
Компании, которые выдержат натиск пандемии и кризиса смогут восстановиться, в том числе и нарастив свою массу через новых франчайзи. Фармакологический рынок это уже делает, как и увеличивается количество франшиз сервисов доставки.
Но в отличие от предыдущих двух спадов в экономике, нынешний усугубляется карантинными мерами. Давление сильнее. Компании, чтобы выжить, в срочном порядке осваивают новые инструменты. Это мы видим на примере массового перехода в онлайн.
Учитывая, что Москва и Московская область всегда были передовыми для регионов рынками, можно с уверенностью говорить, что именно московский бизнес первым ощутит все эти явления. Так что задуматься о покупке франшизы, если есть потребность найти новый источник заработка, стоит уже сейчас.
Как замечает главный редактор портала Businessmens.ru Евгений Звягин, для тех, кто ищет франшизы в Москве, стоит особое внимание уделить тенденциям, которые начали проявляться на рынке давно, но именно сейчас стали особенно заметны.
Переход в онлайн, информационные технологии, организация доставки, безопасность здоровья, дистанционное взаимодействие, защита данных – все эти инструменты сформируют индустрию в ближайшие пару лет и будут пользоваться повышенным спросом.