В самый разгар битв Второй мировой войны немецкие конструкторы начали ставить на самолёты первые двигатели турбореактивого типа. Такое решение дало германским лётчикам преимущество в скорости и мобильности. Советские асы к тому времени ещё летали на поршневых воздушных машинах, утверждает «Комсомольская правда».
Для того, чтобы осознать сложившуюся тогда ситуацию, нужно знать принцип работы поршневых силовых установок. Он заключается в получении механической энергии, передающей движение на винт самолёта, из тепловой. Аналогично в автомобилях таким образом получает энергию коленчатый вал. В свою очередь, турбореактивные установки формируют тягу путём наращивания скорости выхода газов из сопла. Таким образом достигаются гораздо более высокие скорости — это и является главным фактором исхода воздушных боёв.
В СССР возникла острая необходимость создания такого же турбореактивного двигателя. В соответствии с принятым решением, на берегу Москвы-реки в Лужниках в феврале 1943 года был запущен экспериментальный завод, специализирующийся исключительно на создании новых силовых установок для авиации. Возглавил предприятие конструктор Александр Микулин. С того момента ведёт свой отсчёт Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз», лидирующий в отечественном двигателестроении уже 77 лет.
В 2001 году Мкртич Окроян пришёл в компанию в качестве кризис-менеджера. Ему удалось не только удержать организацию на плаву, но и фактически подтолкнуть «Союз» к дальнейшему развитию.
«История предприятия — это создание двигателей с задействованием самых передовых технологий. Речь идёт о развитии всей отрасли. На базе «Союза» в сталинские времена была создана школа конструкторов двигательных установок новых типов — это была по сути элита. Мы говорим не только о Микулине, но и о его учениках, а также последователях — о Туманском, Стечкине, Лифшице. Эти люди создавали новые двигатели, причём не заимствуя чужие решения», — заявил Окроян.
Впрочем, разработки «Союза» были ориентированы не только на выполнение военных заказов, но и предназначались для гражданских авиационных судов. К примеру, в компании были созданы двухвальные и двухконтурные силовые установки, которые и предопределили вектор развития транспортной авиации.
Рекорды мирового уровня
По словам Окроевича, к настоящему времени под брендом «Союза» выпущены свыше 340 тыс. турбореактивных двигателей. Сейчас ни один производитель мира не мог бы показать аналогичные результаты — глобальный рекорд продолжает удерживать отечественное предприятие. Порядка трёх четвертей всех советских силовых установок для авиации создавались именно в «Союзе». Также следует упомянуть и то, что на двигателях, произведённых в компании, в разные годы удалось установить свыше сотни рекордов мира как по высоте, так и по скорости полёта.
Такие цифры и формируют настоящую историю. К примеру, в шестидесятых годах силовыми установками Р-15-300, которые разрабатывали конструкторы предприятия, оснащались сверхзвуковые самолёты МиГ-21. По мнению специалистов по истории, в разгар глобального противостояния в период холодной войны такие истребители удерживали американцев от нанесения ядерных ударов по советской территории. Вдоль границ СССР такие самолёты могли уничтожать любые вражеские воздушные средства, потому бомбардировщики США попросту не смогли бы добраться до своих целей.
В восьмидесятых годах завод стал ведущим предприятием в сегменте производства крылатых ракет. В то время на вооружении американцев появились «Томагавки», потому советскому государству потребовался ответ в ассиметричной плоскости. За небольшой промежуток времени в «Союзе» создали силовую установку для отечественной дозвуковой ракеты.
Непростые девяностые
К началу девяностых годов предприятие демонстрировало свои пиковые показатели. Продолжалась работа по созданию уникальных изделий. Речь идёт в том числе о двигателе для Як-141. Это — палубный самолёт с системой вертикального взлёта. После распада совестного государства он так и не был запущен в серию. Аналогов такой установки до сих пор нет. Она действительно опередила своё время на четыре десятка лет. В будущем эта разработка окажется востребованной. Вообще, к концу эпохи СССР многие разработки были ориентированы на внедрение двигателей перспективных поколений. Некоторые из этих решений уже используются в производстве, а некоторые — пока ждут своего часа.
Несмотря же на то, что научный потенциал компании был очень высок, с 1991 года обстановка объективно изменилась. Проблема заключалась в том, что конструкторские бюро не имели непосредственной связи с промышленными площадками, а лишь работали над созданием новой техники. При отсутствии собственного производства получение прибыли вряд ли возможно. В то время прекратили своё существование многие бюро.
С другой стороны, «Союз» продолжил работать. Конструкторы разрабатывали технику для крылатых ракет и ракетоносцев, самолётов регионального класса. При этом государство не оказывало компании никакой помощи. Поддержку предприятию предоставили другие конструкторские бюро, которые располагали собственными производственными площадками. Они помогали заказами — это КБ «МиГ», «Сухой». Руководство этих организаций прекрасно осознавало то, что без разработок специалистов «Союза» авиация России будущего не имеет.
Тем не менее вырученных средств еле хватало на то, чтобы просто продолжать работу. К 2000 году компания накопила значительные долги, ситуация на предприятии была плачевной. К моменту же прихода в компанию Окроян уже обладал серьёзным опытом. Он являлся выпускником МГУ, который закончил с красным дипломом. Будущий антикризисный менеджер поработал старшим научным сотрудником в институте механики столичного университета. Кроме того, он выступил в роли учредителя предприятий горнодобывающей и авиационной промышленности, возглавлял Балашихинский литейно-механический завод. В те годы последнее предприятие удалось защитить от внешних сил, целью которых было ослабление мощи России.
Сейчас «Союз» занимается воплощением в жизнь планов развития и расширения. В частности, наращиваются мощностные показатели опытной площадки для производства сотни малоразмерных двигательных установок за год. Для конструкторского бюро такой объем — это достаточно большой показатель. Тем не менее в планах руководства компании — запуск крупного серийного производства, которое смогло бы «потянуть» выпуск двигателей любого размера, вплоть до установок мощностью более 30 МВт.
Ожидается, что запуск своего завода даст предприятию возможность расширить перечень выпускаемой продукции. План будет реализован в течение нескольких лет. Предполагается, что на новых мощностях будут заняты порядка 2,5 тыс. работников, которые смогут выполнять задачи по управлению технологическими процессами с задействованием самых современных решений. Ожидается, что в результате компания превратится в гиганта двигателестроения. В настоящее время по данному вопросу ведутся переговоры с партнёрами. Очень хотелось бы вернуть былую славу «Союзу», подытожил Мкртич Окроян.
Персоны2 и Компании8 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.