История АМНТК «Союз» — предприятия-мирового лидера по критерию числа произведённых турбореактивных двигательных установок по чертежам специалистов компании — началась в 1943 году. Тогда в соответствии с постановлением госкомитета по вопросам обороны был запущен Опытный завод №300, утверждает «Российская газета».
На самом деле, за словами «Авиамоторный научно-технический комплекс» кроется не только история страны, но и её гордость. По информации генерального конструктора предприятия Мкртича Окрояна, завод имел статус одного из тех конструкторских бюро научно-технической направленности, которые были привлечены к созданию отрасли советского турбореактивного двигателестроения.
«Предприятие разработало самые первые образцы в общем-то всех типов турбореактивных двигателей. В настоящее время бюро также располагает большим количеством проектов, которые имеют действительно серьёзные перспективе на конкурентном рынке», — проинформировал представитель компании.
Первым руководителем предприятия являлся конструктор Александр Микулин. Благодаря ему высшее руководство пошло на то, чтобы создать подобную структуру для обеспечения проведения работ экспериментального и конструкторского плана, направленных на создание двигателей для авиации.
По словам Окрояна, обозначение завода «300» стало символом. За период существование предприятия были произведены по его разработкам более 340 тыс. двигателей. Пока ещё ни одна компания в мире не сумела достичь такого рекорда. «Союз» — это серьёзный бренд. Люди прекрасно понимают, что такие установки разрабатываются специалистами, у которых в приоритете находятся вопросы качества.
В периоды, когда предприятием руководили Микулин, Туманский, Фаворский, были разработаны двигатели для самолётов, крылатых ракет дозвукового типа, а также газотурбинные установки. К моменту создания данные изделия являлись лучшими в мире, и они до сих пор сохранили за собой такой статус.
В настоящее время «Союз» — это синоним знака качества. На самолётах, на которых установлены двигатели разработки данного бюро, поставлены свыше сотни мировых рекордов. Кроме того, предприятие создало 18 двигателей в базовой модификации и 44 модели газотурбинных установок. Таким образом, речь идёт о практически полном модельном ряде среди аналогичных структур в мире.
Фактически в «Союзе» был создан первый двухконтурный турбореактивный двигатель. Кроме того, большое количество бюро фактически «отпочковались» от предприятия. Они занимались модернизацией изделий, которые разрабатывались в АМНТК. Сейчас предприятие занимается разработкой образцов, которые относятся уже к новому поколению установок. Этим бюро и отличается от других операторов — его конструкторы работают именно на перспективу. Они всегда создавали будущее. Вместе с таким качеством, как преданность специалистов своей профессии, эта особенность дала возможность стране пережить лихую эпоху девяностых годов.
Уже к началу этого периода перспективные решения, выработанные «Союзом», опережали на 25–30 лет проекты, сделанные конкурентами. Тем не менее выживать в это время было очень сложно. Большая часть конструкторских бюро не располагали собственными производственными площадками для серийного выпуска изделий. Негде было делать и продавать товары. После этого стартовал процесс сокращения персонала. В начале же двухтысячных годов пришлось спасать компанию от разорения.
Впрочем, в те годы некоторую помощь предприятию оказало наследие СССР. Главной задачей к этому моменту было сохранение профессиональных кадров и научного потенциала. Такая задача была решена. Предприятию удалось сохранить и стенды для процесса испытаний. Без этих площадок бюро не смогло бы работать достаточно эффективно. Кроме того, в компании остались специалисты и документация, за которыми «охотились» многие, как и за разработками предприятия.
На пользу «Союзу» пошла и концепция разработки перспективных технологий. Предприятие не занимается модернизацией уже существующих изделий. Здесь создавались компрессоры последующих поколений. Кроме того, сформирована база двигателей по ряду 0,18–45 тонн. Тем не менее последние не удалось внедрить на стыке времён, хотя на сегодня такие изделия — уже в деле. Представитель компании отметил, что агрегаты аналогичного типа появились в США только через 25 лет после завершения отечественной разработки.
Тем не менее на «Союзе» существует такая проблема, как дефицит кадров. Вместе с тем на предприятии работают уникальные специалисты. В целом руководству удалось сохранить академическую школу. Создание двигателей — это одно из наиболее привлекательных в инновационном плане направлений инженерной мысли. С удовольствием задачи такого рода решают молодые специалисты.
Сейчас «Союз» находится на стадии возрождения. Получают свою новую жизнь прежние разработки. В качестве примера приводится проект серийного выпуска двигательной установки для палубного самолёта Як-141. В девяностых годах эта концепция так и не была реализована. С другой стороны. у данного проекта по-прежнему не появились аналоги в мире. Предполагается, что концепция на самом деле опередила своё время на полвека. На предприятии уверены в том, что в ближайшем будущем Россия получит модифицированную версию данной установки. Внедрение этого решения даст возможность стране иметь преимущество в этом направлении.
Значительное количество перспективных разработок конструкторское бюро имеет в направлениях судостроения и производства вертолётов. Концепции корабельных экономичных электродвигателей — это дело будущего для Запада, а в «Союзе» эти идеи уже воплощены в жизнь.
По мнению Окрояна, на сегодняшний день конструкторское бюро должно располагать собственными производственными мощностями. На самом деле силовые агрегаты не являются конечными товарами. Они представляют собой только компонент того продукта, который в итоге приобретает заказчик. В связи с этим в конструкторском бюро разрабатывается генератор высокооборотного типа. Вместе с силовой установкой он будет представлять собой финальный проект. Сейчас рассматриваются перспективы запуска в серию данного блока.
Окроян пояснил, что предприятие располагает опытной производственной площадкой, но её мощностей недостаточно для реализации проекта. В связи с этим компания занялась формированием независимых кластеров по выпуску продукции. Такое решение даст возможность начать серийное производство в пределах единого холдинга. Руководство бюро планирует возведение завода. Предполагается, что на нём будут выпускаться двигатели для военной и гражданской авиации, а также для других сфер. Значительные перспективы есть и в энергетической отрасли. По информации Окрояна, на заводе планируется создать 2,5 тыс. рабочих мест для специалистов с высоким уровнем квалификации.
Персоны1 и Компании3 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.