Уровни безработицы в 2023 году в России показывают невероятные цифры. Многие эксперты уже называют их новыми историческими минимумами. Однако массовая занятость трудоспособного населения не стала причиной повышения среднего уровня заработных плат по стране.
Не так давно на форуме «Мой бизнес» глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что сейчас уровень безработицы в России очень низкий, но обновленные исторические минимумы мы сможем увидеть только через некоторое время. По его словам, показатель в обозримом будущем будет только падать.
Низкий уровень безработицы – не только признак положительной динамики в экономических процессах государства. Для участников рынка труда - это катализатор увеличения дефицита кадров. Понимая это, чиновник порекомендовал российскому бизнесу привлекать к работе «представителей молодежи, мамочек и людей с ограниченными возможностями».
О рекордно низких уровнях безработицы недавно сообщил Росстат. Согласно приведенным данным февральский показатель опустился до отметки 3,5%.
Главный эксперт по рынку труда Наталья Данина (руководитель направления клиентской эффективности-рекрутмента HeadHunter) не удивлена таким положением дел. Она отмечает, что низкие показатели безработицы свидетельствуют об отсутствие молодой рабочей силы. Эта проблема обозначилась еще в конце 2020 года и вылилась в достаточно неприятные последствия: большинство отраслей бизнеса начало испытывать сложности при наборе кадров.
По словам Даниной, первопричину происходящего следует искать в годы постсоветского периода. В 90-ые годы в России была очень низкая рождаемость. В ближайшее десятилетие мы будем наблюдать отсутствие молодежи на рынке труда, а по мере взросления этого поколения дефицит охватит и другие возрастные категории соискателей.
Директор центра конъюнктурных исследований института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что нехватка кадров не может стать прямой причиной роста зарплат в стране. По его мнению, данная ситуация будет аккумулировать негативное влияние на рынок труда, но существенно сдвинуть зарплатные показатели ей не удастся. В этом вопросе ориентиры склоняются в сторону работодателей. Все зависит от их качества. Например, два выпускника инженерного ВУЗа выйдут на рынок труда. Один устроится в «Газпром», второй – на фабрику по производству текстиля «Наташа». По сути, они будут выполнять одни и те же должностные обязанности, но иметь зарплаты совершенно разного размера.
Профессор департамента психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций финуниверситета при Правительстве РФ Александр Сафонов также не видит прямую зависимость между кадровым голодом в некоторых отраслях бизнеса и повышением заработных плат. Все зависит от финансового благополучия работодателей. Отсутствие зависимости можно понять на простом примере: автомобильный дилер привлекает кадры с помощью финансовых бонусов (премии, надбавки, корпоративные выплаты). А в то же время туроператор не открывает новые вакансии, а уже нанятых сотрудников сохраняет нефинансовыми способами (улучшение условий труда, лояльные утверждения отпусков). При наличии кардинально разных подходов о существенном увеличении зарплат на фоне кадрового голода не следует и говорить.
Персоны3 и Компании7 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.