Наверное, каждый руководитель так или иначе сталкивался в компании с предательством или воровством сотрудников.
Каждый раз при этом испытываешь определенную досаду и разочарование в людях. Даже иной раз не хочется продолжать работу…
Я, работая исполнительным директором в компании столкнулась с такой сложностью тоже. Но тут на самом деле была даже целая схема. И целый сговор, который я распутывала, придя на новую должность.
Могу сказать, что тут мне помог и случай, так как возможно я бы и не обнаружила это.
Я вижу, что если у человека все таки есть «преступный ум» и он хочет обмануть, то он все равно найдет способ как это сделать и все равно обманет, а если сотрудник нацелен на работу и на сотрудничество, то он ничего не будет «придумывать» и как то изворачиваться.
Придя на должность директора в компанию я разобралась с разными документами, конечно же просмотрела поставщиков, покупателей и проверила трудовые книжки.
И попалось мне на глаза то, что мой руководитель отдела продаж (назовем его Дмитрий) был генеральным директором компании «N». А эту компанию «N» я видела в списках наших поставщиков…
Проверила я через специальный сайт генерального директора компании, которой являлась женщина, а вот владельцем компании оказался мой руководитель отдела продаж, Дмитрий…
Компания занималась точно таким же видом деятельности и даже на сайте компании есть личный телефон Дмитрия и так же продает он точно такую же продукцию, что и наша компания… только продукция без маркированных логотипов…
Соответственно и работая в офисе он конечно же общался по телефону о продаже продукции, кабеля и т.п. , но только продавал он клиентам свои товары, своей компании, а не компании, где он просиживал целый день…
А еще неделю назад до этого обнаруженного факта у меня были переговоры с моим поставщиком из Белоруссии, который клялся мне в том, что он поставляет эксклюзивно в Россию продукцию только в нашу компанию… а оказывается нет, он той же машиной доставлял продукцию и Дмитрию и при этом еще и не оплачивал доставку… Хитро))
На этих переговорах с этим белорусским заводом был и мой РОП Дмитрий и я видела, как они «познакомились» и даже общались так, как будто друг друга не знают, но на самом деле именно тогда у меня внутри сработала какая-то внутренняя чуйка, что что-то не так происходит. И действительно, они уже давно знали друг друга и просто пытались так «ловко обмануть».
Там же в этой компании было выявлено много разных нарушений и сговора, например кладовщика с менеджерами по продажам, взломанной 1С и т.п.
Это все что мне досталось от предыдущего директора, который благополучно сбежал из компании перед моим приходом и даже не получил всю зарплату. Так же буквально через 2 недели сбежала главный бухгалтер, которая так же просто не пришла на работу и не забрала свою зарплату, не передала дела…
В компании мне, кажется, было практически все, что можно было… но какие выводы можно сделать и внедрить в своей компании:
- если видим, что сотрудники компании становятся «не согласными», постоянно чем-то не довольными, то необходимо с ними садиться и разговаривать, и регулировать все это. Такие внутренние протесты тормозят и продажи, и развитие вашей компании. Вот представьте вы тяните компанию вперед, а такие сотрудники с теми же усилиями тянут назад, разлагают коллектив и т.п. И если вы разговариваете с сотрудниками, но они продолжают быть не довольными, цепляются только за минусы, нужно расследовать, критика появилась не просто так.
- всегда отслеживать работу сотрудника в цифрах. Практически любую работу можно оцифровать. Или это количество звонков, количество отправленных писем, доход компании, количество выставленных счетов, принятых посетителей, отгруженных машин и т.п. И видеть эти результаты в динамике. Падают они или растут, или остаются на одном уровне.
- проводить пусть и не на большом масштабном уровне, но какие-то мероприятия, совместные игры с сотрудниками, тимбилдинги и там так же просто наблюдать за командой. Видно, не довольные лица, видно тех, кто не приходит на такие мероприятия постоянно и т.п. По сути, не кто не приходит или не доволен уже в какой-то степени не часть вашей команды, и они «отдаляются от коллектива», нужно за ними наблюдать и выяснять причины.
- в идеале, чтобы менеджеры по продажам не знали поставщиков, не знали закупочные цены и маржу. У вас была CRM система с уровнями доступа и т.п.
- заключайте соглашения о неразглашении и соглашения об ответственности, таким образом вы можете иметь определенное влияние на своих сотрудников. Те, кто хотят обмануть, они и ведут себя как преступники, но тем не менее это в какой-то степени дисциплинирует коллектив. Может быть ваши юристы скажут, что это не работает. Но это не только юридический аспект, это и морально-нравственный. Кого-то это остановит и даже думать об обмане или мошенничестве.
- доносите сотрудникам, что те, кто воруют, обманывают в коллективе они причиняют вред не только компании, а больше даже самим сотрудникам. Потому что это они наработали базу клиентов, они заработали деньги на товар, который лежит на складе и это их труд и их работа, которую, по сути, забрал другой человек.
- при подборе персонала оценивайте сотрудников сразу на эффективность, на честность и т.п. Многие вещи можно выявить сразу. Критикует ли сотрудник, как он расстался с предыдущим работодателем, готов ли он дать контакты для рекомендаций, хорошие ли рекомендации по нему с прошлого места работы и т.п. Есть много разных признаков по которыми можно определить уже на начальном этапе сотрудника и его намерения.
Все это я использую при работе с персоналом и подборе персонала для компаний. Так же предоставлю услугу по оценке персонала компании, которая включает в себя разное тестирование, интервью в результате, которого я понимаю насколько эффективен сотрудник на посту, понимает ли он что он него требуется или он что-то скрывает или манипулирует другими, может он создает интриги и манипулирует и т.п.
Татьяна Калинина
Коуч, HR business partner
Подбор, оценка персонала
Построение HR отдела