Преимущества цифровизации ипотечного кредитования обсудили представители ведущих коммерческих банков и Центробанка РФ в ходе бизнес-конференции «Цифровая ипотека: как выстроить «бесшовный» клиентский путь?» 6 апреля. Организаторами мероприятия выступило агентство РБК совместно с Консалтинговой группой компаний SRG.
В формате живой дискуссии участники обсудили перспективы цифровой трансформации услуг банковского сектора, возможности дальнейшей персонализации предложений для клиентов, а также поделились положительным опытом внедрения «цифры» в процесс взаимодействия с потребителями.
Согласно прогнозу рейтингового агентства «НКР», в 2021 году объемы ипотечного кредитования превысят объемы розничного. «Это важный структурный сдвиг не только в российской банковской системе, но и российской экономике в целом», - отметил генеральный директор «НКР» Кирилл Лукашук.
Окончательный переход на «цифру» - наиболее перспективный сценарий развития отношений банков с клиентами.
«РосБанк» один из первых российских банков внедрил процедуру онлайн одобрения ипотечного кредита для физических лиц.
Как отметил член правления, директор по розничному бизнесу «РосБанка» Алексей Лола, цифровизация вывела в лидеры ипотечного кредитования относительно небольшие коммерческие банки в США. Эксперт не исключает: внедрение «цифры» в процесс кредитования позволит российским банкам, сделавшим ставку на инновационные технологии, занять лидирующие позиции. При этом от цифровых технологий, по мнению эксперта, могут выиграть российские банки, не имеющие развитой сети в регионах.
«Когда клиенту не придется приходить в банк для того, чтобы оформить ипотеку?» - один из ключевых вопросов, который предстоит решить банкам. Проблему дистанционной идентификации личности возможно решить при поддержке государственных регуляторов.
«Усилия государства должны быть направлены на создание равных условий для всех финансовых организаций. Важно обеспечить возможность подключения их к цифровым базам данных. Тогда мы получим хорошее развитие цифровых сервисов, качественный банковский продукт, плюс – снижение издержек потребителя», - отметил директор департамента финансовых технологий Регулятора Иван Зимин.
Запуск единой биометрической системы позволит клиентам дистанционно открывать счета и оформлять кредиты, а также получать другие финансовые и государственные услуги. Самостоятельная регистрация через мобильные устройства – то, к чему должны прийти банки на очередном этапе.
«Этот шаг простимулирует развитие биометрического рынка и его использование, в том числе, для ипотечного кредитования», - уверен представитель ЦБ.
Уделять внимание клиенту, по мнению руководителя дирекции розничного бизнеса ПСБ Мигеля Маркарянца, еще одна задача банков в формировании положительного клиентского опыта.
«Сам факт того, что клиента ждут – очень сильно влияет на положительный клиентский опыт. Это один из наиболее важных моментов, который позволят сделать процесс полностью «бесшовным», - считает Мигель Маркарянц.
При этом шаги по цифровизации не должны привести к сокращению штатных сотрудников банков, уверены эксперты.
«Цифровизация – это расширение возможностей бизнеса, в первую очередь, за счет увеличения производительности труда. Более того, переход на «цифру» стимулирует рост числа рабочих рабочих мест, ведь эти процессы нужно поддерживать и контролировать», - уверен Мигель Маркарянц.
Стандартизация ипотеки позволит перевести ее в цифровой формат, сделает ее более доступной для большинства клиентов.
«За последний год ипотечный рынок значительно вырос. Во многом, за счет совершенствования технологий, цифровизации», - отметил заместитель генерального директора ДОМ.РФ Артем Федорко.
По мнению эксперта, базовая потребность человека, не взять ипотеку, а улучшить жилищные условия.
«Ипотека – лишь инструмент. И здесь один из ключевых факторов – превратить ее в некий удобный сервис. Стандартизация процессов позволит заемщику снизить издержки. Сделает процесс абсолютно «бесшовным», приблизит потребителя к мечте», - добавил Артем Федорко.
По словам заместителя директора департамента розничного бизнеса «Россельхозбанка» Олега Коркина, сегодня ипотечное кредитование переживает бурный рост, что заставляет банки максимально «автоматизироваться».
«В прошлом году мы запустили маркет-плейс «Свое жилье». Это удобно – не выходя из дома, с компьютера, мобильного телефона клиенты получили возможность подать заявку онлайн и получить предварительное решение. Это был наш первый шаг. В этом году планируем продолжить работу в этом направлении и запустить «Личный кабинет» не только для клиентов, но и партнеров - агентств недвижимости, застройщиков. Работа будет проводиться совместно с группой компаний SRG», - пояснил Олег Коркин.
Эксперты сошлись во мнении, что 2021 год должен стать ключевым в переходе ипотечного кредитования в «цифру». «Потребители осознают преимущества цифровизации ипотеки, которая должна стать удобным, персонализированным сервисом», - подытожил заместитель директора департамента розничного бизнеса «Россельхозбанка».