Алексей Савватеев прочитал в Российском новом университете (РосНОУ) лекцию «Нерешённые задачи школьной математики».
Российский математик, специалист в математической экономике, популяризатор математики, ведущий сотрудник ЦЭМИ РАН, выпускник мехмата МГУ, человек, по чьим лекциям учат математику многие школьники и студенты страны, Алексей Савватеев признался, что математика — его жизнь и привлекает она красотой.
На встрече со студентами РосНОУ лектор отметил, что математики, занимаясь вроде бы отвлечёнными задачами, помогают решить реальные инженерные, научные и промышленные задачи, например, по созданию сверхскоростного самолёта или высадке летательного аппарата на Марс.
Вопреки ожиданиям, на лекции не было задач, которые многие помнят по школьной программе: «Сколько килограммов яблок собрали три бригады за пять часов…». Речь шла о задачах, которые пытались решить математики разных стран, жившие в разное время.
Как пояснил Алексей Савватеев, большинство нерешённых задач математики связаны с программой не выше 5-6 класса. Вероятно, имелась в виду программа не обычной, а математической школы. Он предложил начать с такой задачи, как «хроматическое число плоскости»:
— Это удивительная проблема, которая настолько просто формулируется, что передать её смысл способен ребёнок старшей группы детского сада. Палочка связывает две точки на одном и том же расстоянии. Сколько нужно использовать цветов, чтобы, куда её ни положи, концы палочки были разных цветов?
Последовал ряд утверждений, который математик доказал при помощи «веретена братьев Мозера». Он напомнил, что в 1976 году решение было найдено при помощи компьютерного перебора.
Затем лектор перешёл к задачам с простыми числами, с которыми связана львиная доля загадок математики, и доказал старейшую из нерешённых задач — теорему Евклида.
Сложные формулы Алексей Савватеев пытался донести до аудитории простым языком, в доказательстве теорем опирался на метод «от противного», давал залу подсказки. Лектор уделил внимание и задачам с простыми числами.
— Нечётное совершенное число не известно науке и компьютеру, — отметил Алексей Савватеев, — Не известно и об их отсутствии.
Завершилась лекция разбором задач с совершенными числами.