Меня зовут Геннадий Величко, я тружусь мастером в сервисном центре «Аромат кофе» — занимаюсь ремонтом кофемашин. После событий в начале 2022 года, работы прибавилось — людям стало сложно покупать новую технику, все держатся за свои старенькие агрегаты. Если раньше мы чинили в год около 4000 аппаратов, то теперь количество заказов стало увеличиваться.
Поначалу справлялись, благодаря опыту и большому складу запчастей, но после объявления частичной мобилизации персонала стало не хватать. Отслуживших в прошлом коллег стали выдергивать по повесткам, а оставшиеся мастера перестали справляться с заказами. Владелец принял неожиданное решение — нанять девушек-помощниц.
Лысый нянька. Спецзадание
Я скептически отнесся к новой выдумке начальства, но мне сообщили, что вакансию помощника мастера по ремонту кофемашин уже разместили, и даже есть первые отклики. Когда несколько девушек пришло в наш сервисный центр, мне поручили обучать их. Не очень люблю перемены, а тем более терять старых коллег, но решение было принято.
Сперва я боялся, что не смогу работать с девушками — более шести лет моими напарниками были мужчины. Но тяжелые события заставляют подстроиться многих — как отдельных людей, так и бизнес.
Никогда не считал, что имею преподавательский талант, однако процесс пошел. Со стороны девушек встретил желание освоить новую профессию. Владелец бизнеса сделал все, чтобы замотивировать будущих мастеров — бесплатное обучение, помощь в приобретении собственных инструментов, возможность выбрать удобный график и работать в своем районе. На первом этапе мы набрали четырех стажеров, двое из них были студентками — решили совмещать обучение и работу в нашем «Аромат кофе» aromat-kofe.ru.
Тяжело в учении, легко на выезде
Некоторые учились хуже, некоторые — схватывали на лету. Сначала я показывал устройство кофемашин популярных марок: Saeco, Delonghi, Miele, Jura, Bosch, Gaggia, Nivona, Melitta. Старался объяснить слабые места и учил, как проводить экспресс-диагностику. Расшифровывал, что может крыться за словами клиента «не греет воду» или «не делает пену».
Потом стали выполнять простейшие операции — чистку и декальцинацию. Я объяснял, что плохое качество воды приводит к большому числу поломок. Важно сразу делать хорошую чистку от накипи — это одна из основ оперативного ремонта, которым гордится сервисный центр «Аромат кофе».
Не забывал и про психологическую подготовку. Старался внушить девушкам, что они могут быть ничуть не хуже мужчин-мастеров — в ремонте кофемашин не нужно применять грубую силу, а все остальное придет с опытом.
Первый пошел
Постепенно с лучшими стажерами мы перешли к сложным поломкам — я показывал частичную и полную разборку разных кофемашин: капсульных, рожковых, капельных и автоматических. Учил, как правильно демонтировать отдельные детали и целые составные узлы, подбирать нужную запчасть и общаться с клиентом на выезде.
Никогда не думал, что лазерная указка заменит отвертку в моей руке. Но ей оказалось удобно подсвечивать нужное место на тестовом стенде, чтобы не мешать стажеру и позволить ей все делать самостоятельно.
Сегодня в сервисном центре «Аромат кофе» работает четыре помощницы, и одна из них готовится стать мастером — освоила не только модульный ремонт, но и устранение сложных поломок. Переквалифицироваться в преподаватели было трудно, но результат того стоил — вперед, девочки!