Несмотря на серьезное санкционное давление, производство российского электротранспорта выходит на новый уровень. При этом важно, что с конвейера предприятий не просто сходят новые трамваи, троллейбусы и электробусы, а во многом уникальные машины, для описания которых вполне себе уместно словосочетание «первые в мире». Среди них особое место занимают электробус 62181 «Генерал» и трехсекционный, низкопольный трамвай двустороннего движения 71-932 «Невский» производства «ПК Транспортные системы». Об инновациях, внедренных в конструкцию этих машин, их технологических преимуществах, а также локализации производства рассказал генеральный директор компании Александр Дубровкин.
-Александр Владимирович, ваша компания уже зарекомендовала себя в качестве российского лидера по производству трамваев и троллейбусов. Почему вы решили заниматься еще и электробусами?
- На самом деле, здесь все довольно просто. «ПК Транспортные системы» - это компания, которая занимается разработкой и производством современного электротранспорта. Электробусы – это электротранспорт, и потребность в них год от года только растет, а, значит, при наличии достаточных промышленных мощностей и всех необходимых компетенций, отказываться от их производства просто бессмысленно. И мы не отказываемся.
- Насколько мне известно, «Генерал» не первый электробус в продуктовой линейке «ПК ТС»…
- Да, до него наши инженеры создали электробусы «Пионер» и «Пионер MAX». Обе эти машины – комфортные, безопасные и высокотехнологичные. «Генерал» взял от них все самое лучшее и сделал шаг вперед. По своей сути он стал олицетворением инновационного подхода инженеров «ПК ТС» к проектированию современного электротранспорта и ярким примером того, как грамотное сочетание передовых троллейбусных и электробусных технологий позволяет создать абсолютно уникальный продукт.
- Расскажите подробнее об инновациях, внедренных в конструкцию «Генерала».
- Особое место в ряду инноваций, воплощенных в электробусе, занимает технология комбинированного восполнения заряда тяговых батарей, которая была применена впервые в мире. Комбинированная зарядка сочетает в себе сразу три типа восполнения заряда: медленного от розетки; динамического от токоприемников и быстрого или ультрабыстрого типа через токоприемники. Поддержка «троллейбусного протокола» заряда батарей позволила оптимизировать пантографные устройства. «Генерал» можно заряжать от троллейбусной и трамвайной инфраструктуры, от зарядных станций сети 380 или 600 вольт.
Отмечу, что наш электробус разработан на базе рестайлинговой модели троллейбуса «Адмирал» 6281.01 с УАХ, что существенно сокращает затраты на его обслуживание, если в парке будут эксплуатироваться и троллейбусы, и электробусы.
- «Генерал» также оснащен инновационной системой «Антисон». Можете рассказать о ней немного подробнее?
- «Антисон» — это система мониторинга состояния водителя, основанная на технологиях искусственного интеллекта. Система включается автоматически при запуске. Камера, которая установлена напротив водителя, отслеживает его лицо более чем по 60 точкам, нейросети анализируют его состояние и поведение. Всего система «Антисон» использует больше десяти различных параметров оценки: положение и повороты головы, общие изменения в мимике и другие физиологические особенности. Когда водитель засыпает или отвлекается от дороги, система резким звуковым сигналом предупреждает об опасной ситуации и возвращает его внимание к управления транспортным средством. Таким образом, искусственный интеллект помогает предотвращать возможные аварии.
- Скажите, искусственный интеллект вы внедрили только в конструкцию электробуса?
- Современные технологии развиваются таким образом, что уже в самом ближайшем будущем весь транспорт будет в той или иной мере управляться с использованием искусственного интеллекта. Понимая это, мы много делаем для того, чтобы транспорт «ПК ТС» был самым умным на дорогах. Так, например, в конструкцию наших трехсекционных трамваев 71-931М «Витязь М» и 71-932 «Невский», а также двухсекционного вагона 71-923М «Богатырь М» внедрена система активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot. Она самостоятельно определяет расположение участников дорожного движения. На основе этой информации система «понимает» дорожную ситуацию и в случае нахождения объектов на пути трамвая подает водителю предупреждающие об опасности сигналы. При отсутствии реакции на них, система принимает решение о торможении.
Cognitive Tram Pilot также осуществляет соблюдение безопасного скоростного режима, не позволяя водителю превысить скорость, предписываемую ПДД и правилами технической эксплуатации вагона на заданном маршруте. Для реализации этой функции используется механизм автоматического выбора маршрута движения.
- Вы упомянули трамвай «Невский», а ведь это тоже одна из последних разработок вашей компании….
- Совершенно верно. Мы показали «Невский» в Санкт-Петербурге в январе текущего года. А в июле этот трамвай был продемонстрирован на крупнейшей международной промышленной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге, где его лично посмотрели премьер-министр РФ Михаил Мишустин, а также главы правительств Казахстана и Белоруссии – Алихан Смаилов и Роман Головченко. И да, эта машина инновационна во всех смыслах. Наличие двух кабин и расположение дверей по обе стороны бортов позволяет эксплуатировать трамвай «в режиме челнока» на линиях, где нет разворотных колец, а также в условиях ремонта путей с использованием временных трамвайных съездов. Также нужно сказать и о энергоэффективности «Невского». За счет установки более мощных гелевых аккумуляторов запас автономного хода трамвая при полной нагрузке салона пассажирами увеличился до пяти километров. Помимо этого предусмотрена возможность установки системы ионистеров (суперконденсаторов), которая снижает суммарное энергопотребление и облегчает нагрузку на контактную сеть, повышает эффективность рекуперации. Естественно, «Невский» оснащен элементами системы автопилота, а также системой контроля состояния водителя, о которых я говорил ранее.
- Обычно транспорт «ПК ТС» отличается повышенным комфортом.
- Все верно. Комфорт пассажиров – наш приоритет. Просторный салон с панорамным остеклением, 52 эргономичных сидячих места, усовершенствованная система климат-контроля, 14 USB-розеток, мультимедийные информационные комплексы. На просторной накопительной площадке можно удобно разместиться с детской коляской, а для велосипеда есть специальный кронштейн. Кроме того, «Невский» адаптирован для людей с ограниченными возможностями. Есть кнопка вызова водителя, аппарель для доступа в салон, также работает система «Говорящий город». Благодаря ей водитель получает информацию о присутствии на остановке незрячего человека, а также о его намерении войти или выйти из транспорта. К слову, комфорту водителя также уделен максимум внимания. Для его удобства мы сделали все возможное: эргономичное кресло, обновленный пульт, датчик дождя, система кругового обзора вагона, мобильное рабочее место, связь с диспетчером, а все наиболее часто используемые кнопки - вынесли на подлокотник,
При этом, интерьер «Невского» как и интерьер всех трамваев «ПК Транспортные системы» изготовлен с применением алюминиевых сплавов, что значительно снижает пожарную нагрузку трамвая и делает его абсолютно безопасным. Если быть максимально объективным, то на сегодняшний день именно «Невский» является флагманом российского трамваестроения.
- Понятно, что продукция «ПК ТС» отличается инновационностью. В связи с этим сразу возникает вопрос о наличии всех необходимых комплектующих и технологическом суверенитете компании…
- Если в 2021 г. локализация производство трамваев «ПК ТС» составляла 80%, то в 2022 г. уже достигла 90%, В текущем году мы планируем выйти на уровень 95%. Уровень локализации производства нашего электробуса тоже достаточно высокий и составляет примерно 85%. Недостающие комплектующие мы закупаем из дружественных стран. В то же время мы не отходим от нашей философии и продолжаем поиск российских поставщиков. Поэтому в будущее мы смотрим с уверенностью и не сомневаемся, что продолжим выполнять наши контрактные обязательства качественно и в срок.
Электробус 62181 «Генерал»
Трамвай двустороннего движения 71-932 «Невский»