Туристическая отрасль России переживает новый этап развития, связанный с высокими темпами роста внутреннего турпотока. По данным Ассоциации туроператоров России, в 2022 году он увеличился на 10%, а в 2023 году продемонстрировал более высокие темпы прироста, который составил порядка 30%.
Драйверами роста стали внешние ограничения, сложности в получении виз, рост цен на отдых за границей, а также государственные программы стимулирования внутренних туристических поездок и поддержки отрасли.
Кроме традиционных курортных и туристических направлений, растет спрос на отдых в загородных отелях, расположенных в домашнем и соседних регионах, в том числе благодаря возможности добраться на автомобиле.
В частности, загрузка загородных отелей Подмосковья в первом полугодии 2023 года выросла на 6%, достигнув в июне 72%. При этом стоимость проживания увеличилась на треть, составив в среднем 11,6 тыс. рублей — следует из данных CWMP.
Генеральный директор бюро Atlas Сытникова Александра Вадимовна считает, что несмотря на сложившиеся благоприятные условия, в долгосрочной перспективе могут возникнуть препоны для развития российского гостиничного бизнеса. Уже сейчас 57% загородных отелей категории 5* не соответствуют современным представлениям о комфортном отдыхе, поскольку не учитывают современные тренды в туристической сфере и новые потребности клиентов. Такие данные были получены в результате исследования, проведенного специалистами консалтинговой компании Atlas.
Для проведения исследования специалисты бюро выбрали 70 зарубежных и отечественных загородных отелей 4-5*. В ходе анализа были изучены основные глобальные тренды, влияющие на развитие гостиничного бизнеса за рубежом, и тенденции, которые наблюдаются в загородных комплексах Московской, Ярославской, Владимирской и Тверской областей.
Эксперты бюро Александры Сытниковой отметили формирование шести глобальных трендов, которые оказывают серьезное влияние на развитие туризма и гостиничного бизнеса:
- Уникальный опыт. Приоритеты туристов меняются: они хотят получать новый опыт и необычные впечатления, поэтому предпочитают не типовые экскурсии по достопримечательностям, а глубокое погружение в местную культуру.
- Технологичность. Зарубежные отели активно внедряют цифровые продукты — от мобильных приложений до технологий виртуальной реальности и «умного дома». Это помогает обеспечить туристам принципиально новый уровень сервиса.
- Персонализация. Одним из серьезных преимуществ зарубежных отелей становится персонализированное обслуживание на всех уровнях, учитывающее индивидуальные предпочтения каждого туриста.
- Оздоровление. На фоне пандемии актуальными стали забота о здоровье и укрепление иммунитета. Поэтому туристы ищут возможности совместить отдых на природе с физическим и ментальным оздоровлением. Востребованными становятся здоровое питание, йога, фитнес, различные антистрессовые программы, медицинские и спа-процедуры.
- Экологичность. Все большее количество туристов уделяют внимание вопросам экологичности, что требует от отелей трансформации бизнеса с учетом принципов устойчивого развития: использования в меню местных сезонных продуктов, внедрения энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, реализации программ по сокращению отходов.
- Уникальный дизайн и архитектура. Для успеха современному отелю важно создавать для гостей интересный новый положительный опыт с помощью дизайнерских и архитектурных решений, гармонировать с окружающим пейзажем, вписываться в культурное пространство и местные традиции.
Исследование бюро Atlas позволило выявить, что развитие российских отелей отстает примерно на 5-10 лет от зарубежных загородных комплексов. Ни один из проектов не отвечает полному перечню современных требований к гостиничному бизнесу.
Российские отельеры не ориентируются на такие тренды, как технологичность и предложение аутентичного опыта. 43% отелей соответствуют только одной или двум актуальным тенденциям, при этом наиболее часто встречается тема экологичности — например, в Ярославской области ее развивает каждый пятый отель исследуемого сегмента. 14% отелей в качестве преимуществ выделяют персонализированные услуги, а также необычный дизайн и архитектурные решения, в 7% загородных комплексов предусмотрены оздоровительные программы.
По мнению основателя и генерального директора бюро Atlas Александры Сытниковой, отельеры продолжают использовать такие преимущества, как близость к природе и высокий уровень сервиса. Но подобное позиционирование уже не отвечает запросам туристического рынка, где нужны концептуально новые предложения.
Российский гостиничный бизнес получил дополнительный стимул для активного развития в текущих реалиях, при этом современные тенденции позволяют раскрыть туристический потенциал любой территории за счет уникальных природных ресурсов, местного культурного колорита и трансформации сервиса.
“Несмотря на высокий спрос, отельерам высокобюджетного сегмента необходимо быть визионерами, способными предсказать меняющиеся предпочтения, и запланировать инвестиции в развитие новых направлений. Чтобы минимизировать риски стать невостребованными в будущем, необходимо определиться со стратегией, решить, на какую категорию отдыхающих рассчитан отель, какой из общемировых трендов станет ведущим в концепции и какой исключительный опыт – гастрономический, спортивный, эстетический – получат гости”, – подчеркнула Александра Сытникова.