Туристический поток из России продолжает бить рекорды в Азии, формируя повышенный спрос на специалистов со знанием русского языка в HoReCa. В преддверии высокого сезона недостаток русскоговорящих администраторов, ресепшеонистов и аниматоров фиксируется в особенности в странах, которые традиционно популярны у россиян – прежде всего Таиланде, Вьетнаме и Индонезии. Более того, кандидатов со знанием русского ждут не только в туризме, но и в других профессиональных отраслях.
По данным Управления по туризму Таиланда, с начала 2023 года страну посетило в 11 раз больше россиян, чем за аналогичный период прошлого года. АТОР подтверждает эту динамику и включает королевство, наряду с Индонезией и Шри-Ланкой, в топ самых востребованных у соотечественников направлений. При этом популярность государств Юго-Восточной Азии точно продолжит расти: на это намекает не только постепенное возвращение числа бронирований к допандемийным показателям, но и увеличение периода безвизового пребывания для россиян. Первым на пролонгацию пошел Вьетнам, разрешив туристам из России свободно оставаться в стране до 45 дней. Похожая инициатива обсуждается и в Таиланде, где безвизовый период может увеличиться втрое, до 90 дней.
Чтобы справиться с туристическим потоком из России, в ряде стран Юго-Восточной Азии активно поддерживаются проекты, призванные обучить специалистов индустрии гостеприимства основам русского языка и культуры. На данный момент Центры открытого образования на русском языке, ориентированные на местных жителей, успешно функционируют в Таиланде, Мьянме, Индонезии, Лаосе и Вьетнаме.
Большинство образовательных проектов реализуют российские вузы и образовательные центры на базе азиатских университетов при поддержке Министерства просвещения РФ. В Мьянме и Таиланде инициатором открытия Центров выступил Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина. Авторами образовательных программ стали преподаватели университета, которые построили обучение таким образом, чтобы изучение языка проходило комфортно и продуктивно даже в условиях отсутствия языковой среды. Такой подход был по достоинству оценен студентами: в Таиланде число слушателей курсов достигло 300 (среди них не только учащиеся вузов, но и работники туристической сферы), а в Мьянме на занятия по русскому языку к концу сентября записалось уже более 260 человек. Заметные успехи демонстрирует и Центр открытого образования на русском языке Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева в Индонезии. К настоящему моменту качественное образование на русском в нем получило уже несколько групп студентов – в общей сложности почти 150 человек, большинство из которых задействовано в туристической отрасли.
В конце октября в Лаосе и Вьетнаме тоже открылись русскоязычные Центры. Во Вьетнаме, где русский язык входит в школьную программу и традиционно пользуется большой популярностью в качестве иностранного, деятельность центра направлена на укрепление и отработку полученных знаний в условиях практической межъязыковой коммуникации. А для граждан Лаоса, который только начал укреплять взаимоотношения с Россией в сфере туризма, появление такой организации откроет дополнительные возможности для построения карьеры в HoReCa.