14:32
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016
Развитие мирового рынка электромобилей: тренды и перспективы
Развитие мирового рынка элек...
Подписка на рассылку

Развитие мирового рынка электромобилей: тренды и перспективы

31 мая 2024
5806
7 мин.
Развитие мирового рынка электромобилей: тренды и перспективы

По данным BloombergNEF, мировой рынок электромобилей может вырасти на 21%. Вместе с тем, существует и ряд проблем, которые серьезно замедляют проникновение электрокаров в жизнь потребителей. Некоторые из этих факторов носят технологический характер, другие связаны с уровнем развития инфраструктуры и политикой отдельных государств в области электрификации транспорта. Предлагаю окинуть взглядом ситуацию в целом – за рубежом и в России.

Проблема № 1 – ограниченный запас хода

Производители электрокаров регулярно заявляют, что их ключевая задача на текущий момент – увеличить запас хода выпускаемых машин до 500 км, а в идеале и до 1000 км. Однако большинство этих попыток натыкается на одну фундаментальную проблему – небольшую емкость литий-ионных аккумуляторов. В идеальных условиях серийные машины с такими батареями в среднем проезжают 200-400 км на одной зарядке. При реальной эксплуатации показатели, как правило, оказываются еще хуже. Из-за малого диапазона рабочих температур (от -20 до + 50° С) литий-ионные аккумуляторы не способны функционировать в полную силу как в мороз, так и под жарким солнцем юга. Добавим сюда работу кондиционера и включенной медиасистемы, свет фар, встречный ветер и другие факторы, влияющие на затраты энергии. В результате и без того не впечатляющий запас хода сокращается еще сильнее.

Быстро и дешево решить проблему литий-ионных аккумуляторов пока не получается. Можно заставить батарею работать чуть более эффективно, усложнив технологический процесс, однако это сразу же повышает стоимость готовой продукции. Другой вариант – вдвое увеличить запас хода электромобиля, поставив в два раза больше аккумуляторов – делает автомобиль тяжелее и дороже, заставляя попутно решать проблему охлаждения батарей.

Единственный вариант – замещение литий-ионных аккумуляторов другими технологиями. В числе возможных альтернатив рассматриваются литий-серные, алюминий-ионные и металл-воздушные батареи, однако каждое из этих устройств имеет недостатки, мешающие массовому распространению. Остается лишь надеяться, что через несколько лет появится устройство, которое будет их лишено.

Ключевая цель – достигнуть запаса хода в 1000 км – при этом выглядит оторванной от реальности. Нет, дело не в технологиях – там ничего невозможного нет. Нюанс заключается в другом: а многим ли водителям в принципе требуется проезжать по 1000 км без подзарядки? Преодолевать столь большое расстояние без перерывов вредно для здоровья да и попросту опасно (накапливается усталость, теряется концентрация), поэтому водителю в любом случае нужно останавливаться для отдыха. И делать это можно как раз на зарядных станциях – главное, чтобы они имелись. Поэтому разговоры о рубеже в 1000 км сейчас являются прерогативой скорее маркетологов, нежели реальных покупателей электрокаров.

Проблема № 2 – высокая цена электрокаров

Одной из наиболее дорогостоящих деталей в электромобиле по-прежнему является аккумулятор. Его высокая цена обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, это вес и габариты батарей. Источник питания для электрического легкового автомобиля, позволяющий проезжать на одном заряде до 300-400 км, весит около 500 кг. Во-вторых, этот узел на 80-90% состоит из дорогостоящих компонентов, будь то мощные электропроводящие шины или аккумуляторные ячейки, в производстве которых используются цветные металлы и редкие химические элементы. Все это дополняется несколькими цепями защиты, терморегулирующим контуром и обилием электронных блоков и датчиков – тоже весьма недешевых.

Конечно, унификация производства и развитие технологий постепенно снижают стоимость батарей, однако этот процесс идет крайне медленно. Подстегнуть его могло бы разве что снижение затрат на сырье, но в ближайшие годы рассчитывать на это едва ли стоит.

Программы господдержки электромобилей за рубежом: ожидать ли их возрождения?

Существует обоснованное мнение, что подстегнуть развитие рынка электромобилей могла бы разморозка госпрограмм по их поддержке, которые ранее действовали во многих странах, ориентированных на «зеленый переход». Но когда этого ожидать? Сложно давать какие-либо прогнозы, когда страны, некогда считавшиеся главными амбассадорами «зеленого перехода», расконсервируют угольные шахты и буквально на ходу меняют риторику. Из заявлений политиков, прежде всего европейских, можно сделать вывод о том, что пока речь идет не о полном закрытии программ господдержки, а только лишь об их приостановке. И  я считаю, что в ближайшем будущем они будут возобновлены (если, конечно, не произойдет событий, на фоне которых проблемы электромобилей станут несущественными). В противном случае Европе вряд ли удастся реализовать свои планы по отказу от машин с ДВС к 2035 году – особенно на фоне падения продаж электромобилей, которое мы сейчас наблюдаем.

Развитие зарядной инфраструктуры – главный приоритет для России

«Электромобиль – это интересно, но где его заряжать в наших российских реалиях?» – таким вопросом задается большинство наших соотечественников, рассматривающих вариант покупки электрокара. И нашей стране действительно нужно провести большую работу в области развития зарядной инфраструктуры. Приоритетные направления – это, во-первых, увеличение количества «быстрых» зарядных станций мощностью свыше 100 кВт и, во-вторых, разрешение физлицам устанавливать зарядные станции на придомовых территориях. Сейчас эта процедура крайне сложна и бюрократизирована: необходимо подать заявку в сетевую организацию, предварительно собрав 8 документов. Послабления в этой области могли бы мотивировать население на открытие зарядных станций и в перспективе сделали бы владение электрокаром более привлекательным.

Займут ли электрокары 10% российского рынка к 2030 году?

По данным ГИБДД, в 2023 году общее количество стоящих на учете легковых электромобилей составило 39,7 тыс. Общий парк легковушек со всеми типами двигателей при этом достиг 51,5 млн. Таким образом, доля электромобилей составляет всего лишь 0,07% от всех зарегистрированных транспортных средств.

Таким образом, пока нет никаких предпосылок для того, чтобы электромобили заняли 10% рынка к 2030 году. Причина – их крайне высокая стоимость, неподъемная для большинства потребителей. Цена на новый Zeekr 001 стартует от 5,5 млн рублей, VOYAH FREE стоит 9,3 млн, свежую Tesla model 3 предлагают привезти из США за 8 млн. На вторичке цены ниже, однако ни о какой доступности для масс речи по-прежнему не идет. Есть, конечно, бюджетные авто вроде Nissan Leaf, но праворульная модель в условиях нестабильных поставок из Японии – явно не та история, которая сможет обеспечить рост рынка на 9 п.п.

Во второй половине 2024 года «АвтоВАЗ» обещает начать выпуск электрической LADA Largus. Определенный спрос на нее совершенно точно будет, но я сомневаюсь, что он кардинально изменит рынок – слишком узкоспециализированная модель.

Советы тем, кто решил приобрести электрокар

Реалии таковы, что практические аспекты выбора – последнее, на что будут ориентироваться покупатели «электричек» в России. Электромобиль стоимостью 5-10 млн стоит рассматривать прежде всего как элемент имиджа и модный аксессуар, а не в качестве утилитарного средства передвижения.

Тем же немногочисленным покупателям более простых подержанных моделей могу посоветовать тщательно проверять время автономной работы. Сделать это можно в специализированном сервисе. Чем старше машина, тем меньше у нее запас хода на одной подзарядке, поэтому велик риск приобрести авто без нареканий по кузову, но с «убитым» аккумулятором. Стоимость его замены будет очень высока. Также советую избегать транспортных средств, которые эксплуатировались в очень жарком или очень холодном климате, поскольку эти погодные условия негативно влияют на срок службы батареи.

Лучшие пресс-службы
Ингосстрах
Новостей: 767
Россельхозбанк
Новостей: 489
ВТБ
Новостей: 362
Tele2
Новостей: 126
МегаФон
Новостей: 123
Pro-Vision Communications
Новостей: 119
Сбербанк
Новостей: 113
Pronline
Новостей: 109

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ МОСКВЫ


Пресс-релизы ГлобалМСК.ру – это актуальные новости от московских компаний.
На ресурсе регулярно публикуются официальные пресс-релизы компаний Москвы и Московской области. Узнать самые свежие новости предприятий можно в соответствующем разделе на главной странице. Размещение пресс-релизов — традиционный и действенный способ продвижения вашего бизнеса. Он позволяет организациям заявить о себе и своих товарах и услугах максимально широкой массе аудитории. При этом информационный повод может быть любым: привлечение людей на мероприятие или конференцию, освещение новых товаров или кадровые назначения. Если вы ставите цель привлечь внимание к своей информации, то ГлобалМСК.ру станет вашим надежным помощником в данном деле. Благодаря порталу ваш пресс-релиз увидят обозреватели ведущих интернет-изданий, клиенты и партнеры.
ГлобалМСК.ру дает возможности представителям компаний и организаций в Москве и Московской области самостоятельно разместить пресс-релиз при регистрации на ресурсе. Самая главная особенность ГлобалМСК.ру в том, что все публикации московских компаний попадают в архивы и будут доступны из поиска длительное время. Вам достаточно лишь добавить пресс-релиз в информационную ленту.
ГлобалМСК.ру предлагает своим клиентам абонементское обслуживание, которое позволяет компаниям регулярно публиковать пресс-релизы на выгодных условиях. Кроме того, бизнес портал дает возможность более полно рассказать о жизни компании благодаря добавлению фото и видеоматериалов, персон и цитат сотрудников. Все информационные материалы обладают активными ссылками и приведут потенциальных клиентов на ваш ресурс.
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8169183958
Умерли за год
52982536
Родились за год
130346416