![Николай и Владимир Фартушняки: уроки успешного бизнеса](/usr/firmnews/full-firmnews-17395185510.png)
Быть первыми в своей нише — почетное и выгодное, но крайне сложное дело. С одной стороны, конкурентов нет, но с другой — непонятно, какие инструменты и методики действительно сработают. У современных предпринимателей есть возможность пройти обучение, получить государственную поддержку или хотя бы прочитать статью в «Википедии», а Владимир и Николай Фартушняки учились бизнесу методом проб и ошибок.
Владимир Алексеевич и Николай Алексеевич Фартушняки — основатели крупнейшей сети магазинов товаров для спорта и отдыха «Спортмастер». Ныне это не просто ритейлер, а цифровая спортивная платформа: сайт и мобильное приложение с набором разнообразных сервисов. Спустя 30 лет со дня основания эта компания остается наиболее значимым игроком в своей нише. Расскажем о профессиональной биографии создателей, чем примечательна бизнес-модель ритейлера, а также о способах продвижения и продаж товаров «Спортмастера».
Карьера и бизнес Николая и Владимира Фартушняков
Детство будущих предпринимателей прошло, как у всех советских ребят: они учились в школе, общались с друзьями, занимались спортом. В школе братья тяготели к техническим наукам, поэтому после школы поступили в МФТИ. Учеба давалась им легко, студенты были гордостью своего факультета аэромеханики и летательной техники. Однако конструкторами самолетов Николай и Владимир Фартушняки не стали, а сразу после окончания вуза начали работать в новой для всей страны сфере — бизнесе.
В начале 90-х многие люди пытались открыть свое дело, не стал исключением и Владимир Фартушняк, он создал бизнес в сфере страхования. Его брат Николай предложил расширить компанию и заниматься торговлей. И в 1992 году в биографии Николая и Владимира Фартушняков открылась новая страница: у них появилась первая компания «Илион», которая ввозила в страну различные товары из Франции. Для работы они привлекли своих приятелей Дмитрия Дойхена и Александра Михальского в качестве партнеров. И хоть первый опыт не принес огромной прибыли, успех был уже близок.
Появление «Спортмастера» в биографии Николая и Владимира Фартушняков
Сконцентрироваться на одной отрасли помог случай, связанный с посещением братьями тренажерного зала: внимание привлекло то, что в зале представлено очень мало спортивных тренажеров, которые могли бы обеспечить их должный уровень спортивной подготовки. При этом братья понимали, что за рубежом было представлено подходящее оборудование и спортивный инвентарь, которое должно было пользоваться спросом и в нашей стране - так они решили попробовать торговлю новым товаром.
В 1992 году компания «Илион» сменила направление работы и стала сотрудничать с немецкой фирмой Kettler. Несколько лет Николай и Владимир Фартушняки экспериментировали и модифицировали свой бизнес. Например, они поняли, что необходимо расширить ассортимент, чтобы привлекать новую аудиторию, и стали продавать вместе с тренажерами сопутствующие товары. И в 1997 году открылся первый магазин под известным названием «Спортмастер». С этого началась история успешного ритейлера, который стал настоящим проводником в мире спорта, спортивной моды и активного отдыха.
«Спортмастер» — динамично развивающаяся компания
На сегодняшний момент у компании около 500 магазинов в разных городах России, включая флагманский формат Спортмастер ПРО - его отличает расширенный ассортимент товаров для любого уровня подготовки, возможность проконсультироваться с PRO-экспертами и воспользоваться PRO-сервисами — например, бутфитингом.
Но это уже не просто классический ритейлер - это онлайн-игрок с оффлайн-присутствием. Уникальность ритейлера в том, что он закрывает все потребности потребителя в области спорта и активного отдыха. Построение бесшовного омниканального клиентского опыта, когда покупатель в процессе покупки может легко переключаться между онлайн- и офлайн-каналами, остается одним из главных направлений развития.
Слагаемые успеха бизнеса Николая и Владимира Фартушняков
Николай и Владимир Фартушняки всегда были открыты к новым знаниям, акцентировали внимание на обучении и поиске эффективных инструментов для работы, следили за тенденциями в продажах и маркетинге.
Владимир и Николай Фартушняки создали не просто уникальный бренд с эффективной бизнес-моделью, но и помогли сделать спорт доступнее: сейчас на сайте «Спортмастера» можно найти множество бесплатных онлайн-курсов и -тренировок для зала и дома, трекер активности, счётчик калорий и другие полезные сервисы. Кроме того, на платформе есть собственный журнал «СМ Медиа», где пользователи могут найти полезные материалы, а в разделе «Афиша» можно узнать, какие спортивные мероприятия планируются в вашем городе. Многие нетоварные сервисы работают по принципу геймификации: за прохождение активностей, например, участие в забегах и других спортивных событий, выполнение целей в виде прохождения 10 000 шагов в день в трекере активностей, «Спортмастер» начисляет бонусы, которыми можно оплачивать часть покупки. Так вовлекая пользователей в выполнение заданий, компания мотивирует их больше заниматься спортом. Поэтому сегодня компания — признанный эксперт в здоровом образе жизни и активном отдыхе, который продвигает созидательные ценности и помогает людям в самосовершенствовании. Для Владимира и Николая Фартушняков их дело — это не только бизнес, но и способ улучшить мир, сделать людей здоровее, внедрить в их жизнь принцип компании «Ни дня без спорта».