21:40
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Содержание

Кривая спроса конкурентной фирмы

Вы уже знаете, что фирма в условиях совершенной конкуренции принимает рыночную цену как заданную величину и занимает небольшую долю рынка. Это означает, фирма не может повлиять на цену изменением объема выпуска продукции.

В таких условиях кривая спроса на продукцию фирмы будет представлена горизонтальной линией, т.е. абсолютно эластичной.

А каким будет средний, предельный и общий доход фирмы?

Средний доход (AR), предельный доход (MR) при любом объеме производства будут равные цене товара. Например, если цена на стаканчик мороженого установилась на уровне 50 рублей, то продавец мороженого принимает ее как данность, независящую от объемов продаж. Таким образом, как при продаже 20, так и при продаже 30 стаканчиков, цена за штуку останется одинаковой. В таких условиях каждый дополнительно проданный батон будет приносить ларьку 50 рублей (предельный доход), и это же значение будет являться средним доходом на каждый стаканчик. Таким образом, средний доход, предельный доход и цена совпадают (AR = MR = P). В результате кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции представляет собой одновременно кривую среднего и предельного дохода.

Что касается общего дохода фирмы (TR), он изменяется пропорционально изменению объема производства и в том же направлении. Таким образом, существует прямая линейная зависимость.

Рисунок 1. Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции

Максимизация прибыли и правило MC = MR

Выбор основного подхода к поведению (максимизация прибыли, минимизация убытков, временное прекращение производства) представляет собой лишь первый этап оптимизации позиции фирмы на рынке. Следующим шагом является точное определение объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки.

В принципе, это может быть сделано путем прямого сопоставления валового дохода и валовых издержек. Фирмы по-разному проводят расчеты в целях максимизации своего поведения. Можно экспериментально сравнивать соотношение издержек и доходов при различных объемах производства и выбирать тот, который приносит наилучший финансовый результат. Более точным способом определения оптимального размера производства является сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

Правило MR = MC

Вы уже знаете, что увеличение объема производства приводит к росту прибыли только в том случае, если доход от продажи каждой дополнительной единицы продукции превышает издержки ее производства, то есть, если MR > MC. Напротив, когда издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции, превышают доход от ее реализации (MR < MC), фирма лишь уменьшает свою прибыль или увеличивает убытки. Очевидно, что максимальная прибыль (или минимальные убытки) достигаются в точке, где кривая предельных издержек пересекает кривую предельного дохода, то есть, где MR = MC.

Правило максимизации прибыли гласит, что фирма достигает максимальной прибыли тогда, когда ее предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC).

В условиях совершенной конкуренции предельный доход соответствует цене товара. Поэтому правило MR = MC может быть выражено иным образом: P = MR = MC, или P = MC.

Иными словами, в условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (или минимизация убытков) достигается при объеме производства, при котором предельные издержки равны цене товара.

На рисунке правило MR = MC применено для определения оптимального объема производства в трех основных рыночных ситуациях: максимизация прибыли, минимизация убытков и уход из отрасли (закрытие фирмы).

Графическая интерпретация

Максимизация прибыли

Максимизация прибыли фирмы

Рыночная цена выше средних общих издержек (P > ATCmin). В этой ситуации фирма может получить прибыль. Важно выбрать такой объем производства, при котором максимизируется разница между доходами и общими издержками, чтобы добиться наибольшей прибыли.


Рисунок 2. Максимизация прибыли фирмы

Фирма будет максимизировать выпуск в точке А, где выполняется равенство MR = MC. Прибыль фирмы при равновесном выпуске представлена площадью прямоугольника P1P0AB. Высота этого прямоугольника - AB (или P1P0). Это прибыль на единицу продукции. Его ширина – это произведенное количество товара Q0. Общая прибыль равна прибыли на единицу продукции, умноженной на количество проданных его единиц: Общая прибыль = AB *Q0

Минимизация убытков фирмы

Минимизация убытков

Рыночная цена выше средних переменных издержек, но ниже средних общих издержек (AVCmin < P < ATCmin): В этом случае фирма может покрыть свои переменные издержки, но не может покрыть как постоянные, так и переменные издержки. Фирма должна продолжать производство, пока рыночная цена покрывает хотя бы переменные издержки. Это позволит минимизировать убытки, но не исключает их полностью.

 

Рисунок 3. Минимизация убытков фирмы

 

Когда цена падает ниже минимально возможных средних издержек, фирма будет не в состоянии получить достаточно дохода для покрытия экономических затрат. Однако, производя продукцию на уровне объема выпуска, при котором Р = МС, можно минимизировать потери.

Потери при таком объеме производства представлены площадью P1P0AB (потери на единицу продукции (АВ), умноженные на объем выпуска Q0)). Если фирма выбирает любой выпуск, кроме выпуска, при котором Р = МС, она понесет еще большие убытки.

Когда фирма несет убытки в краткосрочном плане, у нее есть два варианта действий:

  1. Фирма может продолжать действовать и понести как переменные, так и постоянные затраты на производство, минимизируя убытки от выпуска минимального объема. При этом фирма все равно получает некоторый доход.
  2. Фирма выбирает закрытие, сводит переменные издержки к нулю, но продолжает нести постоянные издержки, при этом отказывается от возможности заработать доход от продажи своего
    продукта.

Уход из отрасли (закрытие фирмы)

Закрытие фирмы

Рыночная цена ниже средних переменных издержек (P < AVCmin): Это означает, что фирма не может покрыть даже переменные издержки при текущей цене товара. В такой ситуации фирме следует минимизировать свои убытки путем сокращения производства до минимального уровня, где средние переменные издержки равны цене товара.

Рисунок 4. Закрытие фирмы

Кривая предложения конкурентной фирмы

На графике показаны различные уровни цен с соответствующим объемом выпуска фирмы.

  • при цене P5 фирма будет максимизировать прибыль и производить Q5 единиц продукции;
  • при цене P4 фирма окажется в точке безубыточности (нулевой экономической прибыли) и выпустит Q4 единиц;
  • при цене P3 фирма будет минимизировать убытки и производить Q3 единиц продукции;
  • при цене P2 фирма попадет в точку безразличия и либо выпустит Q2 единиц, либо вовсе прекратит производство;
  • наконец, при любой цене ниже P2 (например, при P1) фирма ничего не будет производить (Q1=0).

Рисунок 5. Предложение фирмы

Вы, наверное, заметили, что при рассмотрении поведения фирмы при различных уровнях цен мы на самом деле анализируем её кривую предложения. В конечном счете, кривая предложения иллюстрирует, какой объем продукции будет произведен при определенном уровне цен. Поскольку интересы предприятия требуют доведения производства до точки, где предельные издержки равны цене (MC = P), кривая предельных издержек конкурентной фирмы в краткосрочной перспективе одновременно является её кривой предложения на этот период.

Однако фирма выпускает продукцию только в том случае, если рыночная цена превышает минимальные средние переменные издержки (P > AVCmin). Следовательно, кривая предложения продукции (S) в краткосрочном периоде графически ограничивается только отрезком кривой предельных издержек (MC), находящимся выше минимальной точки кривой средних переменных издержек. Иными словами, кривая предложения совпадает с кривой предельных издержек только при MC > AVCmin. При более низком уровне рыночных цен (P < AVCmin) кривая предложения обрывается и затем сливается с осью цен (OP).

На графике вся кривая предложения выделена зеленой линией.

Главная цель обучения - научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множеством мыслей других людей. Поддержите наш проект - оформите подписку!
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8168066578
Умерли за год
52217300
Родились за год
128463800