00:55
Пробки:   1
$
99.0180
104.5016

Почему Tesla скоро «убьют» и кто это сделает?

1 августа 2019
12593
6 мин.
12
Почему Tesla скоро «убьют» и кто это сделает?

Компания Tesla, несмотря на все негативные прогнозы сегодня является лидером по продаже электромобилей. Однако ряд предпосылок говорит о скорой кончине бренда. Почему это произойдет и кто все-таки станет «убийцей» детища Илона Маска? 
 
Компания Tesla с самого начала существования привлекала к себе внимание. Частично благодаря своему основателю, частично благодаря ярким заявлениям и отличному маркетингу. И хотя первый опыт оказался неудачным и компания практически обанкротилась, в итоге большие автопроизводители увидели в этом потенциал и поддержали финансами и технологиями интересное для них направление развития автомобилей. И в итоге получилась Tesla Model S, совместившая в себе технологии электромобиля и привычные проверенные временем элементы от таких гигантов автопрома, как Mercedes. В сочетании с сетью фирменных зарядных станций она быстро завоевала сердца американцев и европейцев. Продажи росли, но… росли и убытки, достигнув в 2018 году одного миллиарда долларов!  
 
Как же так? Все просто — в проекте «Тесла» очень много денег тратится на разработки, маркетинг и развитие, а «маржа» в конкретные автомобили закладывается небольшая, чтобы сделать их относительно доступными (как минимум не сильно дороже бензиновых аналогов в своем классе). 
 
Следовательно, если сверхприбылей нет (а их нет), чтобы направить деньги на исследования, на новый завод, на новые зарядные станции и так далее, их нужно откуда-то взять. И Илон Маск нашел очень простой способ — брать деньги у инвесторов и использовать их на развитие компании.  
 
У любого человека, который умеет считать, может появиться вопрос — а зачем же инвесторы дают деньги, если компания Tesla постоянно терпит убытки и никак не может заработать денег? Правильный ответ на этот вопрос дал еще в середине ХХ века философ Л. Рон Хаббард: «Деньги - это идея подкрепленная доверием». А если разобраться в том, почему крупные и весьма серьезные инвесторы доверяют деньги «убыточной» компании, мы поймем и то, почему относительно скоро ее похоронят. 
 
Начнем с начала, а точнее с первых крупных инвестиций, которые спасли Tesla после провала с их первым автомобилем Tesla Roadster.  
 
Когда компания стояла на коленях, про нее знали только несколько автомобильных экспертов, а большинство статей в прессе смеялись над неудачей с первой машиной, Mercedes (а точнее, компания Daimler-Chrysler) решает поделиться технологиями и деньгами. Причем технологии тут имели даже более важное значение, ведь одно дело разрабатывать собственную подвеску, или даже купить лицензию, а другое получить партнера, который поможет поставить уже готовое решение, проверенное на схожих по массе, мощности и задачам автомобилях и помочь в его подгонке и настройке. В ситуации, в которой была Tesla в то время, это даже более важно, чем непосредственные инвестиции. 
 
И на данном примере мы можем понять как это работает. Маск — это идеалист и фанатик, конечно же в хорошем смысле этого слова. Подобно Стиву Джобсу, который на заре занятия бизнесом мало интересовался прибылями, но крайне заботился о появлении новых технологий и развитии индустрии. Такие как Маск не забрасывают проекты, потому что они не приносят достаточно денег, а доводят их до логического завершения, во имя развития технологии и изменения мира. 
 
Но на том же примере Джобса, мы можем увидеть, что когда мир меняется, все кто интересуется чисто бизнесом, начинают зарабатывать на изменениях. При этом не проходя долгий и ооооочень затратный путь исследований, попыток и испытаний. В свое время недальновидность именно в этом вопросе уничтожила компанию Nokia. Самый сильный игрок рынка мобильных телефонов не распознал будущее, которое пришло и оказался в аутсайдерах. Что было бы с корпорацией, если они подобно Samsung бросили бы свои кнопочные телефоны и вложились в сенсорные аналоги iPhone? Учитывая огромное количество лояльных пользователей и постоянных клиентов, Nokia могла бы сохранить лидерство и ни о каком Samsung (применительно к мобильным телефонам) мы бы и не услышали. 
 
Так вот, Mercedes поддержав Tesla решил инвестировать свои далеко не новые и не эксклюзивные технологии в будущее. Да, на первый взгляд это убыточная затея, но если бы концерн сам занялся разработкой с нуля, это стоило бы значительно больших денег! А тут они наверняка либо продавили решение Маска про открытые патенты, либо уговорили его по ходу работы. Как бы то ни было, основные риски, связанные с испытанием и внедрением новых технологий (включая репетиционные), Mercedes таким образом делегировал Tesla, а все плюсы сможет использовать в тот момент, когда увидит не только стабильный спрос на электромобили, но и рентабельность их производства. 
 
Ведь что мы имеем спустя 8 лет серьезной работы корпорации Илона Маска? Все США и Европа насыщены инфраструктурой для электромобилей, даже в Москве сегодня появилась более-менее вменяемая сеть зарядок. А ведь именно отсутствие инфраструктуры является основным сдерживающим фактором для массового приобретения электромобилей. 
 
Когда инфраструктура будет полностью готова, привычна и понятна покупателю, когда электромоторы большой мощности и батареи большой емкости станут дешевле в производстве, а сама концепция электромобиля перестанет быть уделом отдельных фанатов (пусть даже в мире их десятки тысяч), став чем-то модным, понятным и реальным для людей, тут на рынке появится предложение от Mercedes. Но еще хуже для Tesla, что появятся предложения от других корпораций, с которыми сотрудничает немецкий гигант, включая Fiat (который сегодня владеет такими компаниями как Chrysler, Dodge, Jeep и другие). То есть не премиальный бренд за премиальные деньги, а вполне себе массовые автомобили для среднего класса.  
 
Да, вряд ли они будут такими же быстрыми как Тесла, вряд ли там будет пневмо-подвеска и запас хода в 400 км на одной зарядке. Но даже если разгон до первой сотни будет укладываться в 8 секунд а одной зарядки хватит на уверенные 200 км пробега, эти параметры устроит большинство автолюбителей! И пока угрозу Тесла предрекают со стороны Китая, где уже начали делать клоны за $30000, основная угроза для корпорации исходит от тех, кто все эти годы не давал ей умереть и подпитывал инвестициями. Ведь как только эти инвесторы сочтут рынок готовым, те же деньги они направят в свои проекты, в свои компании, и одной рукой перекроют поток многомиллионных инвестиций, а другой выпустят конкурента. И у этого конкурента не будет детских болячек, по качеству сборки, плохим материалам слабой шумо-изоляции и так далее. При этом новые игроки будут пользоваться инфраструктурой, раскрученным брендом экологичности электромобилей и другими благами, которые Tesla и Илон Маск добывали через большое количество усилий.

И знаете что? Это не хорошо и не плохо. Это умный подход умеющих считать деньги людей. Понимает ли это Маск? Хочется верить, что да. Ведь пока положение дел устраивает всех — Илон развивает компанию и реализует мечту, корпорации и инвесторы экономят деньги на разработке и обкатке технологий, и даже потребитель в итоге выиграет, потому что для конкуренции с Тесла надо предложить что-то, что будет с одной стороны лучше, а с другой чуть дешевле. 
 
Вот в таком мире мы живем. Все порой не такое, каким кажется на первый взгляд. При этом без всякой конспирологии, планеты Нибиру и заговора нефтяников. Ничего сверхъестественного — просто бизнес. Умный бизнес. 
 
Артем Кузнецов

Персоны4 и Компании8 в новости

Американский инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор
1 место
Американский писатель-фантаст
2 место
Основатель Apple
3 место
Президент клуба «Настоящий писатель»
4 место
Tesla
1 место
Jeep
2 место
Chrysler
3 место
Nokia
7 место
Samsung
8 место
Раздел:

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8169286753
Умерли за год
53052935
Родились за год
130519610