В 2020 году клип Юлии Монастыренко на композицию North Sea стал популярным на YouTube, его посмотрели более 1 миллиона человек. Кто-то скажет, что это не так много, в современно мире существуют хиты, срывающие миллиарды просмотров. Но для проникновенной фортепианной музыки – это несомненный прорыв, а для её автора и исполнителя, Юлии Монастыренко, успех и узнаваемость как в России, так и за рубежом.
Тяга к музыке у Юлии проявилась с детства. В 4 года она под руководством своей мамы, хореографа, уже осваивала искусство классического танца, а в 6 лет пошла в музыкальную школу. После окончила Волгоградское училище искусств по классу фортепиано, а чуть позже получила диплом ещё одного вуза – Московского института современного искусства (актёрский факультет).
В настоящее время на счету Юлии, композитора-аранжировщика, пианистки, работающей в жанре классического кроссовера, два сольных альбома - 140 Piano (2019) и Reflection (2021). Последний был записан вместе с оркестром City под руководством Владимира Яцкевича. А ещё – несколько ролей в театре и в сериалах, работа на телевидении, создание собственной танцевальной школы.
Нашему изданию Юлия рассказала, с чего всё начиналось и что её вдохновляет на творчество.
- Юлия, с чего начался ваш путь как композитора?
- В шесть лет моя мама отвела меня в музыкальную школу, где сразу появились мои способности к импровизации и сочинению. Я пыталась изобразить на фортепиано все, что меня волновало, все, что вызывало чувства. Это могли быть сказки, какие-то образы, погода, фантазии, а фантазировать и мечтать я могла до бесконечности.
- То есть уже в шесть лет у вас появился первый инструмент?
- Да, пианино «Кубань» чёрного цвета, мой родной и любимый инструмент, с которым я срослась и сроднилась за много лет моих занятий и не хотела расставаться даже при переезде из Волгограда в Москву. Папа тащил его на себе на пятый этаж, лифта в доме не было.
- После музыкальной школы, не каждый стремится продолжить своё музыкальное образование в консерватории. Но вы решились...
- После музыкальной школы я поступила в Волгоградское Училище Искусств им. П.А. Серебрякова, сейчас это Волгоградская Консерватория. Я мечтала оказаться в атмосфере среди музыки, где искусство владеет сердцами и мыслями людей.
Музыкальная школа была для меня не самым лёгким временем моей жизни и выживала я там только за счет того, что любила сочинять, импровизировать, а также верила, что в училище все будет иначе. Мне повезло только с первой моей учительницей музыки в музыкальной школе - Анной Евгеньевной Амбурцевой, которая вдохновила меня, поддержала мой интерес к музыке, дала начало развитию моей фантазии и желанию сочинять. Потом было несколько учителей, которые только приносили на уроки своё раздражение и формализм, что привело к тому, что я несколько раз пыталась бросить музыкальную школу. Мама смогла убедить меня, чтобы я этого не делала, и я продолжала страдать дальше.
В училище же меня захватила атмосфера любви к музыке, увлекли люди, окружавшее меня – педагоги, студенты, это было счастливое, хоть и непростое время.
- Почему непростое?
- В музыкальном училище я поступила в класс Татьяны Игоревны Иваненко. После музыкальной школы ей пришлось заново ставить мне руки. Мы справились за один год, и я поступила к ней в класс. Я любила её уроки, и она очень тепло ко мне относилась.
- Тем не менее после училища вы ушли в другую сферу искусства…
- Да, душа потребовала новых впечатлений, мне очень хотелось попробовать себя в качестве театральной актрисы и киноактрисы. Поэтому позже я поступила в Институт Современного Искусства в Москве. Я успела сыграть на театральной сцене, работала на телевидении, снималась в сериалах, создала собственную школу танца.
- Ваш инструмент – фортепиано. Вы хотели освоить какой-то другой инструмент?
- Было дело. В юности я пыталась научиться играть на гитаре, но быстро забросила это занятие.
- Если говорить о современном образовании, то насколько оно важно сегодня?
- На мой взгляд образование – это не только «корочка» диплома, но в первую очередь – знания, широкий кругозор, развитое мышление. Вот к такому образованию, я думаю, стоит стремиться.
- Традиция фортепианной музыки велика. Кто ваши любимые авторы, скажем, три главных композитора для Юлии Монастыренко?
- Для меня это Бах, Шопен и Рахманинов. Конечно, их гораздо больше, но это три самых любимых и близких мне по духу композитора.
- Можно сказать, что именно они оказали влияние на ваши сольные альбомы?
- Да. Но, думаю на меня имеет влияние всё, что меня окружает. Все то, что я слушаю, вижу и осязаю, и композиторы, в том числе. Это происходит неосознанно, записывается на подкорку, трансформируется и через призму моего вкуса, характера и восприятия воспроизводится в музыке.
Каждая композиция – это отражение моей души, это определённая история. Каждая композиция – это некий разговор со слушателями через музыку, разговор о чувствах, переживаниях, проблемах и радостях.
- А кого из современных композиторов вы выделяете?
- Мне очень нравится слушать Alexis Franch, Hauchka, The Flashbulb, Max Richter. Из неоклассики люблю, так же Филиппа Гласса, из киномузыки - Эдуарда Артемьева, Алексея Рыбникова, Юрия Потеенко. Как правило, я слушаю музыку в своей машине, когда еду за рулём и могу побыть одна, будучи в движении. Я люблю двигаться, направляться куда-то. Не могу долго сидеть на месте. Только если работаю.
- В чьем исполнении хотели бы услышать свою музыку?
- Мне бы, конечно, очень хотелось услышать свою музыку в исполнении большого оркестра. А из дирижеров, я очень люблю Теодора Курентзиса, поскольку он является не только музыкантом, но и философом. Его суждения мне очень близки, поэтому было бы крайне интересно услышать свою музыку в его интерпретации.
- Вы пишете музыку для кино. С кем из режиссёров хотели бы сотрудничать?
- Да, я написала музыку к короткометражному фильму о Великой Отечественной войне. Было интересно поработать с атмосферой того периода, при этом не уходя полностью в ретро. Я хотела музыкально объединить два периода времени – то военное и наше, современное.
Из режиссёров я хотела бы поработать с Андреем Звягинцевым. Считаю, что он один из великих режиссёров нашего времени.
- С какими лейблами вы бы согласились поработать?
- Два моих альбома вышли на лейбле «Монолит», но мне бы очень хотелось поработать с крупными западными лейблами. Насколько я знаю, там гораздо больше возможностей для развития музыкантов, для реализации интересных идей и проектов.
- Как ваши родные относятся к вашей профессиональной деятельности?
- Мои родные очень поддерживает меня, любят мою музыку и гордятся моими успехами. Моя семья – это мой тыл, моя опора. Родные всегда знают, что сказать в нужный момент и как поддержать, ведь иногда бывают моменты спада творческого настроения, саморефлексии, а также моменты разочарований.
- А что вам необходимо для счастья?
- Для счастья мне нужно достаточно много – моя семья, здоровье, чтобы меня любили и любила я, уединение, единомышленники, слушатели, возможность сочинять музыку, а также возможность не думать о хлебе насущном.
- Что для вас вдохновение?
- Вдохновение – это очень эфемерная энергия. Когда оно приходит – мир расцветает, все получается, музыку можно написать в один миг, не чувствуешь напряжения и усталости. Вдохновение может прийти от сильного впечатления или идеи. Но для этого нужно, как минимум, хотя бы встать с дивана и что-то сделать – пойти на концерт, выставку, прочитать книгу, пообщаться с интересными людьми или просто сесть за инструмент и начать что-то импровизировать.
- Что вы посоветуете человеку, который чувствует в себе тягу к искусству?
- Поглощать искусство в разных его сферах, читать, развиваться, общаться с единомышленниками. Иногда это остается в качестве хобби, но приносит радость и украшает жизнь, иногда это переходит в ранг профессии.
- Как вы относитесь к рамкам в обществе?
- Рамки в обществе могут быть разными – от элементарной вежливости до ограничений пропаганды насилия. Если брать такое понимание рамок, то считаю, что это необходимо. Если человеку не дают выражать свои творческие идеи, то это насилие. Думаю, везде есть возможность дойти до абсурда, и важно быть объективным, находить во всём баланс.
- Чем в будущем удивит слушателей Юлия Монастыренко?
Сейчас я работаю над новым альбомом и готовлюсь к следующему сольному концерту, который хочу сыграть с органом в соборе. Пока мы на стадии переговоров, но если всё удачно сложится, то скоро вы всё сами услышите.
Персоны3 и Компании3 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.