Отечественные эксперты убеждены в том, что с бензином в последнее время происходит нечто странное: котировки на АИ-95 превысили 60 тысяч рублей за одну тонну. Из-за этого вероятность подорожания топлива в России заметно увеличилась. Однако представители Минфина считают, что оно произойдет с некоторым временным лагом. Эта ситуация напрямую связана с сезонными причинами, а также с намерением ведомства уменьшить субсидии нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим организациям по демпферу.
С февраля этого ода оптовая стоимость бензина постоянно увеличивается, однако всего пару недель назад ее рост заметно сократился. В конце прошлого месяца руководитель Минфина Антон Силуанов заявил о том, что уже с июля этого года правительство планирует в два раза сократить демпферные субсидии, благодаря которым все отечественные нефтяные компании получали денежные средства из государственного бюджета на поставки всех видов топлива на внутренний рынок страны. Эта новость не сильно обрадовала руководство этих организаций. Эксперты отмечают, что соответствующий законопроект еще не был внесен в Госдуму, однако это лишь вопрос времени. Данная задумка ведомства обусловлена сократить дефицит государственного бюджета, который за первые четыре месяца достиг отметки в 3,4 трлн рублей.
В 2019 году в России был разработан особый механизм демпфера для сокращения розничных цен на автомобильное топливо внутри страны. Эта мера была вынужденной из-за того, что во всем мире цены на бензин начали довольно сильно увеличиваться. Однако этот механизм очень слабо реагирует на краткосрочные изменения на внутреннем рынке, о чем не раз заявляли отечественные аналитики. Основная нагрузка в этой ситуации ложится на плечи небольших независимых АЗС, так как оптовая стоимость бензина на протяжении весьма длительного периода времени превышала розничную. По этой причине владельцы заправочных станций несли убытки. Если же они согласились бы на участие в этой стоимостной гонке, то стоимость топлива выросла бы, а количество клиентов резко сократилось. Экономя всего по 1-2 рубля за литр, они продолжают удерживать рентабельность своего бизнеса.
Никита Масленников, эксперт Центра политических технологий, прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «На сегодняшний день демпфер не оправдывает себя так, как это от него ожидалось изначально. Урезание Минфином субсидий станет причиной возникновения на рынке определенной нервозности. Уже сегодня нефтяные компании пытаются сделать все возможное для того, чтобы возместить будущие потери своих денежных средств». По его словам, вся происходящая ситуация вполне характерна для весенне-летнего периода. Чаще всего такое положение дел выравнивается уже во второй половине года. Стоимость бензина будет плавно расти, однако за пределы годовой инфляции данный показатель точно не выйдет.
Артем Деев, глава компании AMarkets заявил следующее: «В среднесрочной перспективе подорожание бензина будет зафиксировано на уровне 3-5 рублей за литр. Минэнерго проинформировало население, что цены ни в коем случае не выйдут за рамки инфляции, так как основные заправочные станции в стране даже в текущих условиях остаются в плюсе». По его мнению, Минфин намерен сократить демпфер для уменьшения дефицита бюджета в России. По этой причине в ближайшие месяцы стоить ожидать подорожания топлива, однако о долгосрочных последствиях этого говорить пока что слишком рано.
Персоны3 и Компании5 в новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.