Эксперты сообщили, что ситуация с поставками отечественной нефти по трубопроводу «Дружба» все чаще приносит проблемы. Основная из них заключается в желании Белоруссии увеличить стоимость транзита на 84% уже с 1 июля. Правительство России выступает против данного решения, так как экономически такой шаг не несет никакой пользы. Разрешение вопроса осложняется тем, что по северной ветке трубопровода «Дружба» доставляется нефть из Казахстана, из-за чего необходимо непосредственное участие Астаны.
Из России трубопровод доходит до Мозыря, находящегося в Белоруссии, после чего делится на две части. Северное направление идет в Польшу и Германию, а южное – в Чехию, Словакию и Хорватию, однако проходит по территории Украины. Правительство Белоруссии намерено поднять тариф на обоих направлениях. В 2021 году по данному трубопроводу было передано порядка 36 млн тонн нефти. В прошлом году транзит энергоресурсов практически сохранился на прежнем уровне, однако в этом году данный показатель заметно снизился. Это произошло из-за решения Германии и Польши сократить закупку нефти у России.
Минск хочет повысить тарифы для того, что компенсировать сокращение прокачки и достичь максимальных для себя показателей. Представители отечественной компании «Транснефть» заявили, что белорусская сторона не предоставила никаких экономических обоснований своего решения. Россияне потребовали финансовую и бухгалтерскую отчетность за первый квартал текущего года, который смог бы подтвердить убытки при транзите нефти из России. Однако в ответ они совершенно ничего не получили. Более того, Москва отстаивает позицию того, что размер тарифов должен назначаться, исходя из установленной методики перекачки ресурсов. Николай Шульгинов, руководитель Минэнерго, сообщил, что Россия не поддерживает решение Минска. Из-за этого в ближайшее время будет в дальнейшем обсуждаться установление той цены, которая будет устраивать всех участников.
Артем Деев, руководитель компании AMarket, прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «В феврале текущего года власти Белоруссии приняли решение увеличить тарифы на предоставление услуг по транспортировке отечественной нефти по своей земле на 9%. Российская сторона пошла на это, однако не получила никаких финансовых отчетов за первый квартал этого года. Как оказалось, цена транзита нефти по южной ветке на 25% больше, чем цена по северному направлению. Российские аналитики считают, что такое положение дел говорит о высоком уровне доходов белорусской стороной, поэтому речь об убытках идти просто не может».
Некоторые эксперты считают, что Россия могла бы согласиться на предложение Минска, чтобы поддерживать общие геополитические интересы обеих стран. Однако в последнее время все сильнее замечается не слишком дружелюбное отношение в энергетической сфере со стороны Белоруссии. Игорь Юшков, эксперт Финансового университета, считает, что у Минска есть определенные причины, чтобы повысить тариф на перекачку нефти. Основной из них является тот факт, что затраты с их стороны на прокачку нефти заметно увеличились. Из-за того, что Германия и Польша перестали получать российскую нефть, по северному направлению в Европу теперь доставляется только нефть из Казахстана. Объемы прокачки весьма малы – около 20 тысяч тонн ежемесячно. Однако затраты Белоруссии из-за этого растут.
Персоны3 и Компании13 в новости
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.