В начале осени Максим Решетников, глава Минэкономразвития, заявил о том, что урегулировать экономическую ситуацию в России можно, использовав китайскую финансовую модель. Он говорил об этом и во время выступления в Госдуме, и выступая на Московском финансовом форуме. Тогда эксперты восприняли это решение интригующе и многообещающе. Теперь аналитики упорно обсуждают, какой именно вариант использовать: привычный или неизвестный китайский. Они считают, что применение китайской модели может быть в том случае, если рубль вновь сильно ослабнет по отношению к валютам недружественных стран.
Марк Гойхман, аналитик Финансовой академии компании Capital Skills, прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «Основной спецификой китайской финансовой системы является наличие сразу двух валют. Первый юань используется только для ведения внешних торговых операций. Грубо говоря, он является офшорной валютой. Такой юань постоянно находится в обороте в других странах, в иностранных банках и т.д. Его конкретный курс формируется самим рынком. Народный банк Китая никак не может повлиять на этот курс. Второй юань используется исключительно на внутреннем рынке. В Китае он более известен как «народная валюта». Его практически нельзя вывести из страны, так как по отношению к нему введены жесткие ограничения».
По его словам, эти денежные средства зарабатываются самими китайцами. Эти юани остаются в стране, чтобы не было оттока капитала, который сейчас фиксируется в России. Курс оншорного юаня каждый день регулируется Народным банком Китая. Максимальное колебание на внутреннем рынке составляет порядка 2% от ранее установленного уровня. По словам эксперта, между двумя этими валютами есть определенная перегородка. Та самая мембрана, о которой говорил Решетников во время своих выступлений. Именно ее постоянно использует Народный банк Китая. Дело в том, что именно данная организация занимается регулированием потоков национальных денежных средств, которые отправляются на внешний рынок.
Внешний и внутренний курс юаня практически совпадают. Так, в конце недели оншорный юань был зафиксирован на уровне 7,306 долларов, а офшорный – на отметке 7,313 долларов. По мнению Гойхмана, данный китайский механизм является крайне интересным. Впервые он появился в 2009 году, чтобы упростить расчеты как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Схожая практика использовалась в 1970-х годах, когда доллар был привязан к золоту. Тогда доллар в европейских странах котировался отдельно, вне зависимости от того, какой результат фиксировался на торгах в США. Основным плюсом данной системы является защита совей национальной валюты от обесценивания, высокой инфляции в стране и оттока капитала. Однако есть и минусы. Так, две валюты сильно мешают рыночной конвертируемости, становятся менее привлекательными для инвесторов и замедляют развитие экономики.
«Россия нуждается в такой финансовой системе по двум причинам. Первой из них является введение огромного количества санкций по отношению к банкам и инвесторам, а второй – слишком большой отток капитала в зарубежные страны. Такое решение помогло бы в проведении рублевых платежей в недружественных странах. В конечном итоге, спрос на рубль и его конвертируемость во всем мире значительно вырос. Однако Минфин и Центральный Банк не хотят использовать этот метод, опасаясь двойственности курса», - заключил Гойхман.
Персоны2 и Компании8 в новости
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.