06:27
Пробки:   1
$
92.6962
103.2490
Павел Лобынцев о финансовых ошибках, которые могут разрушить малый бизнес
Павел Лобынцев о финансовых ...
Подписка на рассылку

Павел Лобынцев о финансовых ошибках, которые могут разрушить малый бизнес

1 декабря 2023
5404
10 мин.
Павел Лобынцев о финансовых ошибках, которые могут разрушить малый бизнес

Малые и средние предприятия играют важную роль в мировой экономике, способствуя созданию новых рабочих мест и экономическому росту. Однако более трети созданных компаний закрываются в течение первых двух лет после начала работы.

Мы поговорили с опытным экономистом и финансовым аналитиком Павлом Лобынцевым, который уже девять лет занимается консалтингом для предпринимателей, и обсудили, какую роль в развитии бизнеса играет управление финансами/

Павел, где вы учились и как пришли к финансовому консалтингу?

Я окончил Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова, факультет экономики. Статистика, аналитика и финансовое планирование всегда вызывали у меня наибольший интерес. Когда я начал работать, я понял, что получаю огромное удовлетворение от того, что мой вклад в компанию приводит к значительным изменениям. Вначале я провел полный анализ себестоимости услуг строительной компании, после чего маркетинговая стратегия бизнеса была существенно изменена. Затем я втрое сократил срок сбора управленческой отчетности для крупного IT-интегратора. Однако, чем больше компания, тем больше времени занимают процессы изменения структуры. Поэтому я решил заняться консалтингом и работать с малым и средним бизнесом, где трансформационные процессы проходят гораздо быстрее. В первый же год мне удалось достичь нескольких очень успешных достижений. В две компании были привлечены инвестиции в сумме более 200 тысяч долларов. Для компании «Корпоративные технологии» я с нуля разработал систему аналитических отчетов по продаже услуг, а в компании «Ямаркет» удалось уменьшить расходы на бухгалтерию и банковское обслуживание, что позволило им нанять еще одного сотрудника. Для меня основным стимулом работы в консалтинге является возможность видеть быстрый результат своей профессиональной деятельности. Расширение производства, масштабирование бизнеса, увеличение числа сотрудников – многие фундаментальные изменения начинаются именно с финансов и аналитики.

С какими сферами бизнеса вы успели поработать за девять лет своей карьеры?

Профессиональную деятельность я начал в строительной компании. Эта отрасль - самая сложная для бухгалтерии, финансового учёта и планирования. За два года я получил очень серьезный опыт, с которым потом перешёл в IT-сферу: компании, занимающиеся разработкой и внедрением программного обеспечения. Сначала работал с крупными системными интеграторами, которые, например, занимались полным обновлением всей системы покупки ж/д билетов через сайт и приложение в главной железнодорожной компании страны. Потом сфокусировался на компаниях по IT-аутсорсу, заказной разработке, SaaS продуктах. Консультировал небольшие строительные компании, бизнес из сферы услуг, много работал с сетями ПВЗ и компаниями, выходящими на маркетплейсы, плюс было интересное взаимодействие с онлайн-ритейлером «Ешь Деревенское». Польза и сильная сторона консалтинга в сфере финансов состоит в том, что знания применимы в очень широком спектре компаний, и нет причин ограничиваться только одной отраслью.

Вы начали с работы с крупным бизнесом, а потом стали консультировать малые и средние предприятия. С чем это связано, и какая ключевая разница в финансовом учёте между компаниями разного масштаба?

В крупных компаниях, конечно же, доступно больше ресурсов. Это сказывается на возможности использования более дорого программного обеспечения и наличии опытных сотрудников на ключевых должностях. Кроме того, финансовый эффект от всех изменений ощутимо выше. Например, в одной IT-компании с более чем 300 сотрудниками, я внедрил систему управления платежными днями, и 70% свободных денег компании стали размещаться в краткосрочных депозитах. Положительный денежный эффект составил 4,5 миллиона рублей за год в бюджет компании. Такой масштаб изменений очень мотивирует.

С другой стороны, малый бизнес более гибкий. Например, в компании «Корпоративные Технологии» (B2B, SaaS-сфера) мне удалось за 4 недели с нуля внедрить новую систему управленческого учета и настроить автоматизированную аналитику в Power BI, полностью отказавшись от ручного труда в Excel. Это был настоящий прорыв для компании, и я очень горжусь результатом. При этом такие фундаментальные изменения в крупном бизнесе занимают гораздо больше времени. И вот здесь большой плюс работы с компаниями меньшего масштаба: от первичного анализа до оценки результатов проходит меньше времени, и уже скоро можно приступать к новому проекту.

При этом в профессиональном плане роль финансиста не сильно меняется в зависимости от размера компании. Хотя, конечно, мой опыт в крупных организациях очень пригодился в работе с более маленькими. У меня сформировалось четкое понимание того, как нужно организовывать финансовый учёт и аналитику в компаниях, чтобы при масштабировании бизнеса не пришлось ничего переделывать. Такой очень «взрослый» учёт, например, помог моим клиентам привлечь инвестиции: их инвестор очень высоко оценил то, насколько качественно в бизнесе настроена вся аналитика данных.

Какие, на ваш взгляд, главные ошибки в сфере финансов для малого бизнеса, которые могут усугубить положение компании и мешать развитию?

Среди ключевых, на мой взгляд, отсутствие опытных финансовых специалистов, неточный финансовый учёт, отсутствие процессов бюджетирования и прогнозирования кассовых разрывов. Все эти факторы могут негативно сказаться на благополучии компании и повлечь за собой серьёзные сложности.

Вы упомянули, что часто в компаниях на ранней стадии развития нет финансовых специалистов. Как это влияет на бизнес?

Да, самая распространенная проблема малых предприятий заключается в том, что собственники бизнеса не придают достаточного значения финансовому планированию и полагаются только на бухгалтерию. Но важно отметить, что бухгалтерия и финансы – это две совершенно разные сферы с разными задачами. Бухгалтер, в отличие от финансиста, занимается анализом произошедших событий и не затрагивает вопросы планирования и развития предприятия. Бухгалтерия сконцентрирована в первую очередь на формировании бухгалтерской и налоговой отчетности и предоставлении её в государственные органы, а не на составлении управленческой отчётности для принятия стратегических решений руководителем.

Несмотря на то, что малый бизнес по своей структуре в разы проще, чем крупные предприятия, принципы здорового управления финансами в целом те же: должно быть бюджетирование и финансовое планирование, необходимо вести точный и оперативный управленческий учёт, и вопросами финансов должны заниматься профильные специалисты, а не бухгалтеры. Несоблюдение этих базовых правил сделает невозможным оперативное развитие и масштабирование бизнеса в долгосрочной перспективе.

В чем конкретно заключается важность точного финансового учёта?

На основании данных финансового учёта принимаются управленческие решения. Например, в какое направление или продукт вложить больше средств, а какое закрыть из-за низкой рентабельности. Если данные для анализа неточные или вовсе отсутствуют, то руководство не сможет своевременно принять правильные управленческие решения.

В моей деятельности есть пример, когда я занимался аналитикой расходов средней по масштабам IT-компании. Директор занимался производственными вопросами и маркетингом и в меньшей степени был вовлечен в управленческий учёт и управление постоянными расходами. Вследствие этого у него было ошибочное представление о реальном положении дел в расходной части бюджета. Мы провели целую кампанию по тому, чтобы осуществить предварительное планирование расходов и выстроить процесс бюджетирования. В итоге, когда все расходы стали собираться в плановый бюджет и проходить процедуру утверждения на уровне руководства, в рамках следующего года нам удалось снизить расходы на 13%, что существенно повысило рентабельность бизнеса и позволило направить больше средств на развитие.

Еще одной ошибкой собственников малого бизнеса является нечеткое разделение личных финансов от финансов компании, а также финансов разных проектов внутри бизнеса. Важно документировать все случаи, когда вы вкладываете свои деньги в бизнес – например, оплачиваете с личной банковской карты закупаемые для компании услуги или товары. Или, к примеру, вы вкладываете прибыль одного направления бизнеса в новый проект – всегда должен быть точный учёт и планирование всех денежных потоков. Ко мне обратилась владелица компании, у которой произошёл неожиданный и крупный кассовый разрыв. После детального изучения всех прошедших периодов мы выяснили, что учёт движений денег был неточный, и новое направление бизнеса уже понесло на 2 млн рублей больше расходов, чем ожидал собственник, и в итоге после задержки оплаты от заказчика деньги на счету компании просто закончились.

Расскажите, в чём суть кассовых разрывов и как их следует избегать?

К сожалению, в малом бизнесе часто возникают ситуации, когда крупные клиенты задерживают оплату за продукты или услуги, происходит временный спад продаж, либо у компании появляются неожиданные расходы, связанные с поломкой оборудования. При этом финансы в малом бизнесе зачастую очень ограничены, поэтому если компания какое-то время тратит больше денег, чем зарабатывает, есть большой риск возникновения кассового разрыва: когда деньги на счету закончились, и компания не может своевременно выполнить обязательства по платежам, подрядчикам или сотрудникам.
Кассовые разрывы являются одним из самых критичных событий в жизни малого бизнеса, так как результаты задержек платежей часто бывают очень негативными. Например, сотрудники могут потерять лояльность к компании и принять решение перейти к конкурентам, или подрядчик примет решение разорвать контракт на поставку, из-за чего в итоге вырастет себестоимость продукта. Учитывая обозначенные риски, собственники компаний должны уделять особое внимание не только продажам и прибыли, но и прогнозу движения денег.

Опытный финансовый менеджер постарается свести к минимуму риски кассового разрыва. Для этого необходимо улучшить процессы управления денежными средствами, оптимизировать планирование продаж и закупок, а также усовершенствовать систему контроля и анализа финансовых операций компании.

Какие ещё полезные советы вы могли бы дать предпринимателям и бизнесменам?

Нельзя не отметить, что владельцам бизнеса и предпринимателям крайне важно знать, какие виды государственной поддержки доступны для бизнеса в разных сферах и как ​​воспользоваться ими в полной мере. Правительство осознает критическую важность малого бизнеса для экономики страны и, исходя из этого, направляет ресурсы на поддержку малых предприятий. Этим можно и нужно пользоваться. В качестве примера льгот от государства можно назвать такие, как:

  • кредиты по сниженной ставке;
  • особые условия по налогу на прибыль;
  • пониженные ставки страховых взносов;
  • гранты на развитие новых проектов и направлений.

Если у вас есть возможность воспользоваться любыми формами государственной поддержки, не стоит этим пренебрегать. Положительный эффект льгот может повлиять как на улучшение денежного потока в компании, повышение прибыльности, так и на расширение ресурсов для развития бизнеса.

Автор: Айгерим Муканов

Раздел:
Источник фото:
stolicaonego.ru

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8154847933
Умерли за год
43164531
Родились за год
106192386