Малые и средние предприятия играют важную роль в мировой экономике, способствуя созданию новых рабочих мест и экономическому росту. Однако более трети созданных компаний закрываются в течение первых двух лет после начала работы.
Мы поговорили с опытным экономистом и финансовым аналитиком Павлом Лобынцевым, который уже девять лет занимается консалтингом для предпринимателей, и обсудили, какую роль в развитии бизнеса играет управление финансами/
Павел, где вы учились и как пришли к финансовому консалтингу?
Я окончил Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова, факультет экономики. Статистика, аналитика и финансовое планирование всегда вызывали у меня наибольший интерес. Когда я начал работать, я понял, что получаю огромное удовлетворение от того, что мой вклад в компанию приводит к значительным изменениям. Вначале я провел полный анализ себестоимости услуг строительной компании, после чего маркетинговая стратегия бизнеса была существенно изменена. Затем я втрое сократил срок сбора управленческой отчетности для крупного IT-интегратора. Однако, чем больше компания, тем больше времени занимают процессы изменения структуры. Поэтому я решил заняться консалтингом и работать с малым и средним бизнесом, где трансформационные процессы проходят гораздо быстрее. В первый же год мне удалось достичь нескольких очень успешных достижений. В две компании были привлечены инвестиции в сумме более 200 тысяч долларов. Для компании «Корпоративные технологии» я с нуля разработал систему аналитических отчетов по продаже услуг, а в компании «Ямаркет» удалось уменьшить расходы на бухгалтерию и банковское обслуживание, что позволило им нанять еще одного сотрудника. Для меня основным стимулом работы в консалтинге является возможность видеть быстрый результат своей профессиональной деятельности. Расширение производства, масштабирование бизнеса, увеличение числа сотрудников – многие фундаментальные изменения начинаются именно с финансов и аналитики.
С какими сферами бизнеса вы успели поработать за девять лет своей карьеры?
Профессиональную деятельность я начал в строительной компании. Эта отрасль - самая сложная для бухгалтерии, финансового учёта и планирования. За два года я получил очень серьезный опыт, с которым потом перешёл в IT-сферу: компании, занимающиеся разработкой и внедрением программного обеспечения. Сначала работал с крупными системными интеграторами, которые, например, занимались полным обновлением всей системы покупки ж/д билетов через сайт и приложение в главной железнодорожной компании страны. Потом сфокусировался на компаниях по IT-аутсорсу, заказной разработке, SaaS продуктах. Консультировал небольшие строительные компании, бизнес из сферы услуг, много работал с сетями ПВЗ и компаниями, выходящими на маркетплейсы, плюс было интересное взаимодействие с онлайн-ритейлером «Ешь Деревенское». Польза и сильная сторона консалтинга в сфере финансов состоит в том, что знания применимы в очень широком спектре компаний, и нет причин ограничиваться только одной отраслью.
Вы начали с работы с крупным бизнесом, а потом стали консультировать малые и средние предприятия. С чем это связано, и какая ключевая разница в финансовом учёте между компаниями разного масштаба?
В крупных компаниях, конечно же, доступно больше ресурсов. Это сказывается на возможности использования более дорого программного обеспечения и наличии опытных сотрудников на ключевых должностях. Кроме того, финансовый эффект от всех изменений ощутимо выше. Например, в одной IT-компании с более чем 300 сотрудниками, я внедрил систему управления платежными днями, и 70% свободных денег компании стали размещаться в краткосрочных депозитах. Положительный денежный эффект составил 4,5 миллиона рублей за год в бюджет компании. Такой масштаб изменений очень мотивирует.
С другой стороны, малый бизнес более гибкий. Например, в компании «Корпоративные Технологии» (B2B, SaaS-сфера) мне удалось за 4 недели с нуля внедрить новую систему управленческого учета и настроить автоматизированную аналитику в Power BI, полностью отказавшись от ручного труда в Excel. Это был настоящий прорыв для компании, и я очень горжусь результатом. При этом такие фундаментальные изменения в крупном бизнесе занимают гораздо больше времени. И вот здесь большой плюс работы с компаниями меньшего масштаба: от первичного анализа до оценки результатов проходит меньше времени, и уже скоро можно приступать к новому проекту.
При этом в профессиональном плане роль финансиста не сильно меняется в зависимости от размера компании. Хотя, конечно, мой опыт в крупных организациях очень пригодился в работе с более маленькими. У меня сформировалось четкое понимание того, как нужно организовывать финансовый учёт и аналитику в компаниях, чтобы при масштабировании бизнеса не пришлось ничего переделывать. Такой очень «взрослый» учёт, например, помог моим клиентам привлечь инвестиции: их инвестор очень высоко оценил то, насколько качественно в бизнесе настроена вся аналитика данных.
Какие, на ваш взгляд, главные ошибки в сфере финансов для малого бизнеса, которые могут усугубить положение компании и мешать развитию?
Среди ключевых, на мой взгляд, отсутствие опытных финансовых специалистов, неточный финансовый учёт, отсутствие процессов бюджетирования и прогнозирования кассовых разрывов. Все эти факторы могут негативно сказаться на благополучии компании и повлечь за собой серьёзные сложности.
Вы упомянули, что часто в компаниях на ранней стадии развития нет финансовых специалистов. Как это влияет на бизнес?
Да, самая распространенная проблема малых предприятий заключается в том, что собственники бизнеса не придают достаточного значения финансовому планированию и полагаются только на бухгалтерию. Но важно отметить, что бухгалтерия и финансы – это две совершенно разные сферы с разными задачами. Бухгалтер, в отличие от финансиста, занимается анализом произошедших событий и не затрагивает вопросы планирования и развития предприятия. Бухгалтерия сконцентрирована в первую очередь на формировании бухгалтерской и налоговой отчетности и предоставлении её в государственные органы, а не на составлении управленческой отчётности для принятия стратегических решений руководителем.
Несмотря на то, что малый бизнес по своей структуре в разы проще, чем крупные предприятия, принципы здорового управления финансами в целом те же: должно быть бюджетирование и финансовое планирование, необходимо вести точный и оперативный управленческий учёт, и вопросами финансов должны заниматься профильные специалисты, а не бухгалтеры. Несоблюдение этих базовых правил сделает невозможным оперативное развитие и масштабирование бизнеса в долгосрочной перспективе.
В чем конкретно заключается важность точного финансового учёта?
На основании данных финансового учёта принимаются управленческие решения. Например, в какое направление или продукт вложить больше средств, а какое закрыть из-за низкой рентабельности. Если данные для анализа неточные или вовсе отсутствуют, то руководство не сможет своевременно принять правильные управленческие решения.
В моей деятельности есть пример, когда я занимался аналитикой расходов средней по масштабам IT-компании. Директор занимался производственными вопросами и маркетингом и в меньшей степени был вовлечен в управленческий учёт и управление постоянными расходами. Вследствие этого у него было ошибочное представление о реальном положении дел в расходной части бюджета. Мы провели целую кампанию по тому, чтобы осуществить предварительное планирование расходов и выстроить процесс бюджетирования. В итоге, когда все расходы стали собираться в плановый бюджет и проходить процедуру утверждения на уровне руководства, в рамках следующего года нам удалось снизить расходы на 13%, что существенно повысило рентабельность бизнеса и позволило направить больше средств на развитие.
Еще одной ошибкой собственников малого бизнеса является нечеткое разделение личных финансов от финансов компании, а также финансов разных проектов внутри бизнеса. Важно документировать все случаи, когда вы вкладываете свои деньги в бизнес – например, оплачиваете с личной банковской карты закупаемые для компании услуги или товары. Или, к примеру, вы вкладываете прибыль одного направления бизнеса в новый проект – всегда должен быть точный учёт и планирование всех денежных потоков. Ко мне обратилась владелица компании, у которой произошёл неожиданный и крупный кассовый разрыв. После детального изучения всех прошедших периодов мы выяснили, что учёт движений денег был неточный, и новое направление бизнеса уже понесло на 2 млн рублей больше расходов, чем ожидал собственник, и в итоге после задержки оплаты от заказчика деньги на счету компании просто закончились.
Расскажите, в чём суть кассовых разрывов и как их следует избегать?
К сожалению, в малом бизнесе часто возникают ситуации, когда крупные клиенты задерживают оплату за продукты или услуги, происходит временный спад продаж, либо у компании появляются неожиданные расходы, связанные с поломкой оборудования. При этом финансы в малом бизнесе зачастую очень ограничены, поэтому если компания какое-то время тратит больше денег, чем зарабатывает, есть большой риск возникновения кассового разрыва: когда деньги на счету закончились, и компания не может своевременно выполнить обязательства по платежам, подрядчикам или сотрудникам.
Кассовые разрывы являются одним из самых критичных событий в жизни малого бизнеса, так как результаты задержек платежей часто бывают очень негативными. Например, сотрудники могут потерять лояльность к компании и принять решение перейти к конкурентам, или подрядчик примет решение разорвать контракт на поставку, из-за чего в итоге вырастет себестоимость продукта. Учитывая обозначенные риски, собственники компаний должны уделять особое внимание не только продажам и прибыли, но и прогнозу движения денег.
Опытный финансовый менеджер постарается свести к минимуму риски кассового разрыва. Для этого необходимо улучшить процессы управления денежными средствами, оптимизировать планирование продаж и закупок, а также усовершенствовать систему контроля и анализа финансовых операций компании.
Какие ещё полезные советы вы могли бы дать предпринимателям и бизнесменам?
Нельзя не отметить, что владельцам бизнеса и предпринимателям крайне важно знать, какие виды государственной поддержки доступны для бизнеса в разных сферах и как воспользоваться ими в полной мере. Правительство осознает критическую важность малого бизнеса для экономики страны и, исходя из этого, направляет ресурсы на поддержку малых предприятий. Этим можно и нужно пользоваться. В качестве примера льгот от государства можно назвать такие, как:
- кредиты по сниженной ставке;
- особые условия по налогу на прибыль;
- пониженные ставки страховых взносов;
- гранты на развитие новых проектов и направлений.
Если у вас есть возможность воспользоваться любыми формами государственной поддержки, не стоит этим пренебрегать. Положительный эффект льгот может повлиять как на улучшение денежного потока в компании, повышение прибыльности, так и на расширение ресурсов для развития бизнеса.
Автор: Айгерим Муканов
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.