Когда великого пианиста Ференца Листа просили объяснить, как сыграть тот или иной пассаж, он просто садился за фортепиано и играл. Тогда озадаченный ученик принимался за подробные расспросы:
- «Как перемещать пальцы во время игры?»
- «Как правильно этому учиться?»
- «О чём важно помнить во время игры?»
- «Чего лучше не делать?»
Но знаменитый виртуоз отвечал лишь молчанием. Он знал, как надо играть, но не знал, как надо учить.
И если обучение Ли́ста для ученика можно назвать безвредным, то в других случаях подобного говорить не приходится. Речь о так называемой ошибке выжившего. Скажем, признанный миром оперный певец принялся учить подрастающее поколение музыке. Этот заслуживающий уважение эксперт чётко уверен — он-то знает рецепт успеха.
За год обучения все ученики оперного певца лишаются голоса. «Странно…» — подумает он: «Ведь все они денно и нощно повторяли те же самые упражнения, которые сделали мне карьеру». Этот оперный певец никогда не узнает, что оказался лишь одним на целую тысячу таких же исполнителей, кому повезло не убить собственный голос подобными методами обучения.
И такие истории в мире музыки встречаются гораздо чаще, чем во многих других сферах деятельности. За обучение вокалу берутся те, кто запел не благодаря, а вопреки собственным решениям.
Конечно, нет стопроцентной вероятности, что исполнитель обязательно загубит ваш голос. Он вполне умело может научить вас петь ничуть не хуже и не лучше, чем он сам. Понимаете, в чём тут подвох? При таком подходе вы не сможете отыскать собственный голос, а лишь научитесь идеально подражать чужому.
Именно здесь и кроется главное различие между исполнителем и профессиональным педагогом. Первый разбирается в мельчайших деталях личного вокального стиля. Второй помогает новичку овладеть собственным певческим голосом. Ведь овладев голосом, человек будет способен петь в любых музыкальных стилях.
Не верите? Давайте послушаем мнение одного из лучших учителей вокала, Марии Струве:
«У всех есть голос. У всех есть слух. Многие люди тратят огромное количество времени в никуда. Никакого отношения, например, к изучению теории музыки не имеет умение петь правильно — чисто и без фальши. Вы можете петь, друзья. Сколько бы вам ни было лет. Вы можете петь оперным голосом. Можете петь джазовым голосом. Главное, правильную технологию применять».
Помимо постоянной педагогической практики Мария также занимается теоретическим, научным изучением вопроса голоса. Результатом изысканий и стала та самая технология, позволяющая поставить голос.
Значит ли всё это, что для обучения вам обязательно нужно выбирать педагогов, а не исполнителей?
Вопрос спорный. В конце концов, как учитель поможет найти голос, если не имеет его сам? Здесь важен баланс, и в идеале вам нужен такой человек, который в равной степени обладает и навыками исполнения, и навыками обучения.
Персоны 1 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.