Банк ВТБ может получить в управление крупнейшего российского железнодорожного оператора. Первая грузовая компания, являющаяся главным российским железнодорожным оператором, может перейти в управление банку ВТБ. Переход компании от владельцев предприятия «Аврора Инвест» в руки руководства гиганта рынка банковских услуг обусловлен нахождением у него в залоге вагонного парка железнодорожного оператора.
Известно, что больше года назад Владимир Лисин передал активы компании Тимуру и Руслану Бабаевым, владеющим организацией «Аврора Инвест». Те, в свою очередь, передали вагонный парк железнодорожного оператора в залог ВТБ для обеспечения долгосрочных обязательств. По результатам истекшего года представители ВТБ высказали недовольство итогами сделки по приобретению Первой грузовой компании. Теперь банк собирается претендовать на активы ПГК. Если право собственности на оператора перейдут учредителям ВТБ, на базе компании будут консолидированы сразу несколько операторов для создания сверхкрупного игрока на рынке. Как минимум три источника сообщили, что в Первой грузовой компании грядет смена высшего руководства. Представители самого оператора пока никак не комментируют происходящее в фирме.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в свою очередь заявил: "Подписание концессионного соглашения дало старт для работ по возведению железнодорожной линии протяженностью почти 680 км. По его словам, реализация проекта откроет дополнительные возможности для бизнеса и граждан".
Напомним, что ПГК была создана в 2007 году. А через несколько лет организацию выделили из состава ОАО РЖД. Собственником компании стал Владимир Лисин, выкупивший 75% акций за 125,5 млрд руб. Спустя год бизнесмен выкупил остальной пакет у РЖД за 50 млрд руб. А в ноябре 2023 года Лисин продал компанию владельцам АО «Аврора Инвест». Их имена не раскрываются, однако известно, что в числе этих инвесторов фигурируют Тимур и Руслан Бабаевы, сыновья бывшего вице-президента ОАО РЖД Салмана Бабаева и владельцы компании по транспортировке сжиженных углеводородных углеводородных газов. Один из братьев занял пост генерального директора ПГК. Примечательно, что инвесторы потратили на покупку компании 243 млрд рублей, а спустя некоторое время Бабаевы получили кредиты и займы в ВТБ примерно на такую же сумму.
Сейчас в парке ПГК находятся подвижные составы и фитинговые платформы (90 тысяч единиц). Согласно данным рейтинга INFOLine Rail Russia Top, в первом полугодии 2024 года компания перевезла 30 млн тонн грузов и заняла лидирующую позицию на рынке. Единственным прямым конкурентом компании является подконтрольная ОАО РЖД организация «Федеральная грузовая компания». Согласно отчетности, у ПГК низкая долговая нагрузка, однако в реальности ее активы и собственность выступают залогом для обеспечения долгосрочных кредитных обязательств материнской компании, которая находится в собственности братьев Бабаевых. В ВТБ руководством ПГК было заложено 66,8 тыс. вагонов общей стоимостью 92,1 млрд рублей. По заверению специалистов, уже в ближайшее время ВТБ может продать ПГК или передать компанию в управление. У ВТБ уже есть соответствующий опыт. Так, в 2019 году банк получил право собственности на долю в Новороссийском комбинате хлебопродуктов и Объединенной зерновой компании. Банк объединил доли и создал «Деметра-Холдинг», во владении которого сейчас находится Новороссийский зерновой терминал. В 2020 году 49,9% предприятия было продано основателю пивоваренной компании «Балтика» Таймуразу Боллоеву и зятю главы МИД Сергея Лаврова Александру Винокурову. В 2023 году после активации санкций в отношении зерновых компаний со стороны ЕС ВТБ полностью вышел из бизнеса.
Персоны8 и Компании8 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.