05:05
Пробки:   4
$
103.4207
107.9576

Меняйся или уходи - сложные времена для девелоперов наступили

12 сентября 2024
1403
7 мин.
1
Меняйся или уходи - сложные времена для девелоперов наступили

Последние 5 лет были очень прибыльными для девелоперов, особенно на рынке ИЖС. Компании создавались, богатели и зарабатывали целые состояния буквально за несколько строительных сезонов. Что изменилось за лето 2024, и кто сможет пережить 2024 и 2025 годы.

Согласно любой экономической теории - от Маркса до Кейнса или Фридмана, экономика живет циклами. Причем это справедливо как в отношении экономики в целом, так и для отдельных отраслей в отдельно взятой стране. О причинах можно спорить, закономерности можно трактовать по-разному, но факт остается фактом - в экономике наблюдаются периоды роста, периоды стагнации и периоды спада.

И за пределами факультетов экономики серьезных ВУЗов или аналитических бюро, перед людьми встает вполне простой и жизненный вопрос «а как с этим справиться?» Как правильно развиваться в растущем рынке, чтобы не оказаться на обочине, наблюдая за более успешными конкурентами. Как сохранить компанию и средства в условиях стагнации, и как не потерять все в момент спада. Более амбициозных людей и вовсе интересует вопрос - «как продолжать развивать компанию в условиях падающего рынка»?

С точки зрения экономической теории и практики эту тему можно обсуждать очень долго, и одних только книг по экономике написано столько, что далеко не каждый владелец бизнеса сможет изучить их за свою жизнь. В этой статье я предлагаю рассмотреть влияние репутации и имиджа на примере отрасли девелоперов в сегменте ИЖС и предложить ряд решений, которые помогут удержаться в обстановке начавшегося шторма.

Предпосылки

Для тех, кто не погружен в детали, проведем короткий экскурс в ситуацию с рынком недвижимости ИЖС. Предлагаю посмотреть на два простых показателя: количество построенного жилья и стоимость квадратного метра.

В 2014 году общий ввод жилья на рынке ИЖС в РФ составил около 37 млн. м². До 2017 года, этот показатель немного опустился (до 32 млн. м²), при общем снижении темпов строительства в стране.

Все меняется в 2019 году, когда наблюдается первый рост до 38,5 млн м2, что составило более чем 20% прирост к показателям аналогичного периода 2018 года. В 2020 этот показатель вырос уже до 39,8 млн м² (+ 3.5%). А с 2021 года происходит настоящий БУМ загородного строительства: 49 млн м² в 2021 и более 102,5 млн квадратных метров в 2022! И хотя 2023 год показал падение к предыдущему году, итоговые 58,8 млн. м² все еще дают нам хороший тренд на общем графике.

Параллельно менялась и цена дома. Если в 2020 году средняя стоимость квадратного метра дома из бруса была 40 тыс. р., то в конце 2023 - 52 тыс. р. Вроде не сильно. Но основной рынок домов ИЖС, это эконом сегмент, где преобладают дома из газобетона и каркасные дома. Тут все более драматично: квадратный метр каркасного дома вырос с 24 тыс. р. до 71 тыс. р. А квадратный метр газобетонного дома вырос с 22 тыс. р. до 84 тыс. р (то есть почти в 4 раза!!)

Итак, с 2019 года у вас отрасль, где спрос увеличивается на стабильные 20%, а стоимость на отдельные виды продукта (в нашем случае - домов) на 70-100% в год. Согласитесь, о таком положении дел мечтают большинство владельцев бизнеса!

Однако сейчас ситуация с рынком ИЖС меняется. Важный фактор - это сокращение льготных ипотечных программ и поднятие ЦБ РФ ключевой ставки. По оценкам экспертов это может «срезать» от 10% до 30% клиентов. Кто-то выберет жилье дешевле, а кто-то вовсе откажется от покупки, в ожидании изменения ключевой ставки и возвращения льгот.

При этом, дома дорожали не от жадности застройщика, а из за роста цен на материалы. То есть вы не можете просто опустить цену до 2021 года, ведь себестоимость выросла. Значит значительного снижения цен не случится.

Как быть?

Тут я и предлагаю посмотреть не на сухие цифры, а на покупателя. Что изменится в его поведении и подходу к приобретению недвижимости и как к этому подготовиться.

С ростом спроса на загородные дома менялся и портрет покупателя. Если в 2019 году это были люди с «живыми» деньгами, то к 2022 году значительная доля покупателей смогли обзавестись собственным жильем благодаря программам льготной ипотеки. Часть покупателей, увидев рост спроса, вкладывались в загородную недвижимость как в коммерческую - то есть строили дома для перепродажи или сдачи в аренду. Этому способствовал также развивающийся внутренний туризм и ограничения, связанные с поездками граждан РФ на отдых в Европу.

Сегодня категории граждан, которые подпадают под льготы резко сократились, а средняя ставка по ипотеке выросла. Если в 2020 году без льгот вы могли взять ипотеку под 7,5%, то сейчас она обойдется вам в 23% годовых. Другими словами, взяв ипотеку на 10 млн рублей (что соответствует жилью эконом класса, размером с 3-х комнатную квартиру), за 10 лет вы выплатите 24 млн рублей. Если же вы захотите взять ее на 20 лет, эта сумма вырастет до 43 млн рублей! Возвращаясь к 2020 году, взяв аналогичную сумму на 20 лет (кстати, этого хватило бы на более качественное жилье, либо на большую площадь), вы подписывались бы под сумму в 18 млн рублей.

В 2020 году, вы могли спокойно взять ипотеку, понимая, что в самом крайнем случае, вы можете продать дом, погасить кредит, и у вас еще могла остаться небольшая сумма денег. Сегодня, даже если ваш дом вырастет в цене на 100% за 5 лет, а потом вы не сможете платить ипотеку, после продажи дома вы останетесь должны банку около 15 млн рублей!

К чему это приводит? К тому, что изменится подход к принятию решения. Одно дело - рисковать собственным комфортом (в случае, если вам придется продать полюбившийся дом). Другое - рисковать оказаться в долговой яме на десять лет. В первой ситуации, клиенту можно что-то продать «на эмоции» и он будет смотреть на обертку. И многие компании, которые научились бодро рассказывать про дома, снимать яркие ролики и делать красивый фасад, делали упор именно на это.

Этой осенью подобный подход перестанет работать!

Клиент второй половины 2024 года куда менее легкий и значительно более осторожный. Это снова люди с живыми деньгами, а не с одобренной ипотекой. Он очень внимательно изучит все подводные камни, долго будет высчитывать рентабельность покупки, уточнять какие будут дополнительные траты и стоимость владения домом.

Переводя в практическую плоскость, надо менять подходы к продвижению. Если раньше надо было ярче и громче рассказывать о себе, сегодня нужно быстро перестроиться и доносить другие ценности и другие смыслы. Надежность, забота и уверенность в завтрашнем дне — вот основные «ключи» к сердцу поменявшегося с отменой льготных программ настроения клиентов. Даже те, кто могут позволить себе большие платежи или подпадают под льготную ипотеку изменят подход. Потому что изменился не клиент — изменилась сама отрасль. Она стала менее дружелюбной к клиенту, и клиент теперь станет более предусмотрительным.

Еще один важный момент - имидж компании. Человек с доходом в 100 000 рублей, который берет ипотеку и будет выплачивать 60-70 000 рублей в месяц, значительно менее требователен к сервису, чем человек, который собирается оплатить 10-15 млн рублей заработанных денег. Для сравнения, сходите на автомобильный рынок, где машины стоят от 300 000 до 5 млн, а продавцы одеты в удобную одежду (часто спортивную), и разговаривают на «ты». А потом загляните в салон Mercedes, и сравните внешний вид, чистоту помещений и манеры сотрудников. Они будут разительно отличаться.

И сейчас покупатель ИЖС будет ближе к клиенту автосалона Mercedes, чем к покупателю Б/У авто на рынке. Он требует большего уважения, внимания и не будет готов отдавать миллионы рублей дерзким продавцам в дорогих спортивных костюмах. 

Резюме

Рынок ИЖС изменился, что в кратчайшие сроки приведет к изменению отношения клиентов к покупке. Компании, который смогут перестроить свое продвижение и позиционирование, смогут удержаться на рынке, и даже имеют шанс вырасти. Те же, кто будет пытаться играть по правилам начала 2024 года, к сожалению покинут рынок, либо заметно сократят объемы.

Таков этот суровый мир капитализма. Осталось выбрать стратегию - быть как Nokia после выхода iPhone в 2007 году, которая «верила в себя» и разорилась, или как Samsung, которые быстро поняли, в какую сторону меняется рынок и заработали миллиарды.

Автор: Артем Кузнецов

Персоны 1 в новости

Президент клуба «Настоящий писатель»
1 место
Раздел:

Общественная редакция в Москве

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8176456003
Умерли за год
57962785
Родились за год
142598710