
В последние месяцы граждане России, которые пытаются получить автомобильный кредит, сталкиваются с дополнительными предложениями, от которых нельзя отказаться. Организации начали активно навязывать заемщикам «независимые гарантии». Стоимость подобной услуги начинается от 100 тыс. рублей. Пик предложений пришелся на третий квартал прошлого года, когда объем обращений по поводу выдачи кредитов на авто оказался максимальным. О том, как компании обещают вносить платежи по кредитам за клиентов в случае непредвиденных ситуаций, рассказала Светлана Максимова в разговоре с журналистами «Российской газеты».
В прошлом году финансовый уполномоченный столкнулась с большим количеством обращений, связанных с проблемами при получении автокредита. Людям активно навязывали «независимую гарантию», стоимость которой оценивали в 100-300 тыс. рублей, а в ряде случаев – и выше. Отказаться от дополнительной опции клиенты не могли, несмотря на то, что правительством предусмотрен закон о «периоде охлаждения», который может длиться 30 дней.
Максимова пояснила, что по такой схеме многие финансовые компании начали работать еще в позапрошлом году. В третьем квартале 2024 года зафиксированное число подобных случаев составило 30 штук. На форумах проблема получила огласку во второй половине прошлого года. Заемщики сообщали, что невнимательно прочитали условия договора и были вынуждены оплачивать дополнительную услугу, смысл которой даже не поняли. Возникали и такие случаи, когда менеджеры в автосалонах убеждали клиентов в том, что без оформления этой опции выдача кредита невозможна в принципе.
Финансовый уполномоченный уточнила, что независимая гарантия, предлагаемая организациями, представляет собой некий аналог страховки. Смысл состоит в том, что компания, выступающая гарантом, обещает клиенту платить за него кредит в случае, если у него возникнут трудности с финансами из-за жизненных обстоятельств. К подобным ситуациям они относят проблемы со здоровьем, потерю работы и смерть заемщика. Светлана Максимова оценивает такую практику как недобросовестное поведение банков. Организации могли бы оказывать ту же услугу клиентам, но — открыто, детально рассказывая об условиях.
Юрист Денис Фролов, изучивший данный вопрос, сказал, что после подписания договора вернуть уплаченные деньги не получится. Кроме того, по закону, гарант имеет право взыскать впоследствии с заемщика те средства, которые он выплатил за него банку.
Светлана Максимова внимательно рассмотрела несколько споров по данной теме и заключила, что услуга все-таки является «длящейся». Гарант обязан вносить платежи за клиента при наступлении определенного ряда обстоятельств на протяжении всего срока действия данной гарантии. В связи с этим некоторым заемщикам все же удается вернуть хотя бы часть платы за услугу. Клиент имеет право отказаться от опции в течение месяца, пока действует «период охлаждения». В таком случае третья сторона обязана вернуть ему средства за неиспользованный период.
Представители российского Центробанка призвали заемщиков отказываться от подобных практик. При оформлении договоров важно внимательно читать условия, чтобы в дальнейшем не доводить дело до судебных разбирательств. Также в ЦБ отметили, что соглашения, по условиям которых клиенты не могут отказываться от оформления дополнительных опций, нарушают интересы и права потребителей.
Компании3 в новости
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Москве
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.