Право на безопасный труд нужно обеспечивать лучше. Такова суть нового законопроекта в области охраны труда. Он был разработан по инициативе Владимира Путина и уже прошел первое чтение в Государственной Думе.
По данным Росстата, доступным на данный момент, в 2019 году в России зафиксировано 39 533 страховых случая (74% ― с легким исходом, 12% ― с тяжелым исходом, 4% ― со смертельным исходом). 22,9 % из них произошли на обрабатывающих предприятиях.
Также в пятерку антилидеров попали строительство (17,5%), сфера транспортировки и хранения (11,8%), лесное и сельское хозяйство (9,6%) и добыча полезных ископаемых (6,2%). Основная причина травматизма ― неудовлетворительная организация производства (32,4%).
В этом году предлагается внести изменения в Трудовой кодекс, в частности в его 10 раздел, который посвящен охране труда. Законопроект вводит запрет на работу в опасных условиях, а в систему управления охраной труда добавляет новый элемент ― управление профессиональными рисками.
Предлагается также уточнить основания для расторжения трудового договора, если работник нарушил требования охраны труда, и это привело к тяжелым последствиям (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало их реальную угрозу.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что участие государства в организации охраны труда у конкретного работодателя должно носить рамочный характер. Работодатель должен иметь возможность самостоятельно выбирать средства управления охраной труда, включая управление профессиональными рисками, исходя из специфики производства, применяемых технологий, техники и материалов.
Законодатели уточнят порядок государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов. Дополнительно предлагается ввести в институт самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства. Она будет проводиться добровольно на основании разработанных проверочных листов.
Поскольку охрана труда касается любого работника и любого работодателя, безусловно, всех волнует, что в практику их взаимоотношений привнесет новый законопроект. Ситуацию комментирует Дмитрий Рогинин, руководитель отдела охраны труда компании «ПромМаш Тест» (входит в ГК «Серконс»). «ПромМаш Тест» ― это специализированная аккредитованная организация, которая оказывает ряд услуг в области охраны труда, в том числе проводит оценку профессиональных рисков.
― Когда законопроект будет принят, что же на практике изменится для работника и работодателя?
― Этих изменений уже давно ждали. Для работников, по сути, не изменится ничего. Все эти изменения предназначены, если так можно выразиться, для работодателей. Именно они должны обеспечивать охрану труда.
У работодателя действительно прибавится обязанностей. Придется проводить больше мероприятий: появится необходимость проводить оценку профессиональных рисков. Эта процедура существовала и раньше, и мы активно оказывали такую услугу. Но теперь она будет официально закреплена в Трудовом кодексе.
― Какие еще мероприятия прибавятся к числу обязательных?
― Необходимо будет вести учет микротравм и расследовать причины их появления. До сих пор расследованию подлежали только несчастные случаи, теперь к ним добавились еще и микротравмы.
― Не начнут ли несчастные случаи на производстве пытаться чаще списать на человеческий фактор: «Он сам забыл каску одеть!"?
― Человеческий фактор исключить невозможно, все это понимают. Однако теперь работодатель будет уделять больше внимания выявлению опасностей для работников и обеспечению дополнительных мер по их защите. По опыту нашей работы могу сказать, что после грамотно проведенной оценки профессиональных рисков вероятность травматизма на конкретном предприятии можно свести к минимуму.
― Можете привести пример, когда работодатель не смог верно оценить риски и это привело к фатальным последствиям?
― Пищевое производство. На нем применяются баки для брожения, изготовленные из нержавеющей стали. Для их промывки используют фосфорную кислоту.
Когда электрогазосварщик проводил ремонт одного из таких баков, бак взорвался.
Провели расследование, и оказалось, что после промывки следы фосфорной кислоты остались на дне бака. Она вступила в химическую реакцию со сварными швами, в результате этой реакции выделился водород, который и стал причиной взрыва.
Работодатель не предусмотрел такую возможность, поэтому не разработал инструкций по проведению сварочных работ на оборудовании такого типа и не установил вентиляционную арматуру.
При проведении оценки профессиональных рисков все эти моменты учитываются. Мы изучаем оборудование, используемое сырье, весь технологической процесс. Если работодатель вовремя обратился бы к нам, взрыв реально было бы предусмотреть и предотвратить.
― Тогда в качестве противоположного примера приведите ситуацию, когда оценка профессиональных рисков помогла предотвратить несчастный случай.
― Представьте себе линию упаковки на производстве. Она имеет защитное ограждение с калиткой. Мы выявили, казалось бы, незначительное нарушение: обнаружили, что с калитки снят размыкатель, который должен останавливать работу линии. Он был установлен в удерживающее устройство. Другими словами, сотрудник мог открывать калитку, а линия не останавливалась.
Это «улучшение» в обход требований инструкций по охране труда придумали слесари-ремонтники. Им было неудобно производить ремонт, потом уходить из зоны работ, запускать линию, проверять ее работу и, в случае если обнаруживались сбои, повторять все заново. Вместо этого они ремонтировали включенную установку, а она состоит из большого количества вращающихся валов, транспортировочных лент и подвижных площадок. То есть у слесарей было предостаточно возможностей защемить и потерять конечности.
Чтобы этого не случилось, мы предложили заменить крепление размыкателя. Использовать не болтовое, а заклепочное, оно не позволяет снять размыкатель.
Это наглядный пример того, что оценку профессиональных рисков нужно, во-первых, проводить, а во-вторых ― проводить регулярно. Ведь работодатель разработал инструкции по ремонту упаковочной линии, предусмотрел защитное ограждение, только правила не работают, если их не соблюдать. Другими словами, мы еще проверяем эффективность реализуемых мероприятий.
― Не появится ли больше поводов для конфликтов между работниками и работодателями на основе того, что работник отказывается что-то выполнять, потому что считает, что ему не обеспечили безопасность, что-то не выдали и т.п.?
― Теперь у работодателя появится право использовать в целях контроля видео- и аудиофиксацию. В спорных ситуациях эти записи можно будет использовать в качестве доказательств.
― Какие еще нововведения вы можете отметить?
― Появится право вести электронный документооборот по охране труда. Вот об этом стоит сказать. До сих пор такой возможности не было, и это доставляло много проблем компаниям с сетью филиалов. В таких компаниях специалисты по охране труда часто присутствуют только в головном офисе, а в регионах не появляются, либо наоборот. Возникают трудности с подписанием документов на местах. Введение электронного документооборота поможет избавиться от этих проблем.
― На ваш взгляд, как эксперта, насколько актуален такой законопроект?
― Вся охрана труда теперь будет выстраиваться на оценке и управлении профессиональными рисками. После того как будут приняты изменения в Трудовой кодекс, под них доработают действующие нормативные акты: появятся новый порядок обучения по охране труда и новое положение о системе управления охраной труда в организациях. На основании результатов оценки рисков будут выдаваться СИЗы, разрабатываться локальные документы по охране труда, инструкции, программы, инструктажи.
Цель изменений ― актуализировать и детализировать требования, чтобы все понимали, что необходимо делать по охране труда: и работодатель, и каждый сотрудник.
Мы переходим к европейской модели охраны труда, суть которой можно сформулировать так: очень важно грамотно расследовать происшествие, которое уже случилось, но еще важнее ― не допустить, чтобы оно случилось. Заранее предусмотреть и устранить такую вероятность.