Рустам Форуги - управляющий партнер юридической компании. Эксперт по экономической защите бизнеса, созданию комплаенс систем в структуре компании.
Существует экономическая безопасность бизнеса, основанная на вероятностях – это про правильную оценку рынка, прогноз сбыта и спроса. Отдельное направление - информационная безопасность и защита данных, вотчина IT специалистов. Оба направления хорошо изучены, понятны и риски сведены к минимуму. А вот экономическая защита бизнеса в правовом поле - самое слабое звено в цепочки управления практически любой компании. Поразительно, как часто в своей практике я сталкиваюсь с крупными холдингами, серьезными корпорациями, которые «голые» с точки зрения экономической защиты бизнеса. Как правило, мы узнаем об этом, когда гром уже грянул. Самые частые проблемы: задолженность клиентов превышает допустимую норму, а взыскать нечего или не с кого; компания продала франшизу, инвестировала время -ресурсы, а партнер не потянул; сотрудники отдела продаж отгрузили товар по некорректным документам, в результате ни товар вернуть, ни платеж получить. Это только вершина айсберга, в сферу задач эксперта по экономической защите бизнеса входит превентивная защита бизнеса заказчиков от вопросов со стороны надзорных органов (Налоговая, ФАС, Роспотребнадзор и т.п.); системы банковского мониторинга; взысканий задолженности. Объективно, работа с минимизацией рисков для компаний процентов на 40-60% обходится дешевле, чем решение проблем по факту.
3 кита экономической защиты бизнеса нового поколения: скоринг, андеррайтинг, профайлинг. В совокупности – комплаенс. Раньше, служба безопасности в любой компании занималась проверкой контрагентов поверхности, так как основная функция отдела заключалась в работе с должниками и «выбиванием» задолженности. В каких-то компаниях ничего не изменилось, но многие переходят на новые рельсы, и такая тактика доказала свою состоятельность. Так, подключив одну из своих разработок по бизнес скорингу для одного из заказчиков за 10 месяцев мы сократили долю постоянной дебиторской задолженности на 80% (с 5 000 000 до 800 000 рублей).
Что такое скоринг в реальном бизнесе? В банковской сфере – это оценка ряда показателей из анкеты физических лиц по определенной шкале, где каждый ответ «весит» определённый бал. Если набрали проходное количество - вам одобрен кредит, нет – простите. Внедрение скоринга сократило время на предварительное одобрение с нескольких дней до нескольких минут. Искусственный интеллект оценивает вас по заранее разработанной шкале. При этом в разных банках показатели разные, например в одном наличие животных +1 (вы умеете брать ответственность), в другом -1 (дополнительные затраты на содержание).
Сегодня практически не осталось бизнеса, который так или иначе не затронули бы судебные разбирательства, будь то истец или ответчик. Как правило, все связаны с невыполнением условий договора по оплате/поставке товара/предоставлению услуг/подряда и пр. Казалось бы, что инструмент минимизации потерь при согласовании кредита/заемщика must be в любой отрасли, любой уважающий себя предприниматель/бенефициар по правилам комплаенс (поговорим об этом ниже), должен организовать на постоянной основе регулярную скоринг-проверку как новых клиентов (до стадии заключения договора), так и уже действующих договоров (если условия договора не разовые).
Но, удивительно, подобные системы до сих пор не так часто применяют, как должно. Опираясь на опыт построения системы защиты бизнеса для своих клиентов, скажу, что в зависимости от объемов риска можно остановиться на условной простейшей скоринговой системе, на основе таких программ как как СПАРК, Контр.Фокус и прочее или создать полноценный аналитический инструмент, связанной с более глубоким и детальным изучением контрагента на предмет платежеспособности и минимизации экономических рисков. Первый вариант хорош и нужен для тех, кто развивает франшизы, для компаний малого бизнеса. Полноценная проверка контрагентов нужна, когда появляется риск крупных потерь (многолетней заморозки средства), когда объем задолженности может повлиять на операционную деятельность компании (не хватает оборотных средств для закупок комплектующих, для участия в тендерах, для выплат сотрудникам).
При разработке скоринговой системы мы опираемся на требования Налогового кодекса РФ налогоплательщику необходимо проявить «должную осмотрительность» при выборе контрагента.
Понятие «должной осмотрительности» при выборе контрагента (введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53) подразумевает использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для получения и проверки информации о контрагенте на предмет его благонадежности.
Ключевое слово в бизнес скоринге - критерии. Какие нужно проверить, коэффициент важности и на что обратить внимание зависит от специфики отрасли и бизнес-модели конкретной компании (как выстроена работа цепочки продаж от заявки до отгрузки: сколько звеньев, как распределена ответственность и т.п.)
Вот лишь некоторые из них:
- общая информация о юрлице: наименование, дата образования, действующий юридический адрес,
- отсутствие/наличие арестов на р/с,
- судебная практика – истец/ответчик,
- наличие исполпроизводств,
- сведения о директоре/учредителях/конечных владельцев
- наличие лизинга
- наличие выданных банковских гарантий
- участие в госзакупках
- информация в СМИ
- баланс предприятия за последний год
- и прочее.
Рассмотрим на примере работу скоринг специалиста:
- Компания А занимается поставкой металлопроката в отсрочку платежа.
- У компании Б, занимающейся строительством на подряде появилась необходимость закупки металла в рассрочку, так как своих средств нет, а заказчик строительного подряда оплачивает работу по факту сдачи объекта.
Стоит вопрос о заключении договора поставки с отсрочкой платежа допустим на 30 дней.
Специалисту необходимо определить риски невозврата денежных средств в случае, если клиент Б не сможет сдать объект своему заказчику, соответственно не получит средства для погашения задолженности за поставку металла компании А.
Помимо экспресс анализа специалист должен познакомиться с руководством компании (чтобы не было номинального директора), изучить потребности организации в металле непосредственно на объекте, изучить заказчика для подтверждения информации, провести «бизнес разведку» будущего контрагента – экономические показатели, проверить также пассивы компании, выполнить проверку взаимосвязей компании с другими бизнес-объектами и надзорными органами (возможные риски взысканий, штрафов, блокировок), по результатам которых в заключении будет стоять подтверждение отгрузки либо нет.
Следует отметить, что некачественная и/или несвоевременно проанализированная информация в отношении контрагента с тревожными маркерами может породить большую дыру в бюджете компании, долгими и затратными судебными разбирательствами с минимальными шансами возврата дебиторской задолженности.
Специалисты андеррайтинга, в зависимости от политики организации, могут входить в состав комплаенс отдела, финотдела, службы экономической безопасности (СЭБ), либо это могут привлеченные эксперты.
В идеале, когда внешние эксперты создают и выстраивают работу комплаенс системы в компании, но в дальнейшем таких специалистов лучше держать в штате, с периодической аттестацией и проверкой динамики показателей, связанных с экономической защитой бизнеса.
Рустам Форуги