Комплаенс в своем первоначальном значении – это система контроля и политика исполнения внутренних регламентов, чтобы предупредить вольное или невольное нарушение сотрудниками компании какие-либо правовые нормы гражданского, налогового, административного, уголовного законодательства. И законы, связанные с этикой и защитой данных: банковская тайна, коммерческая тайна, профессиональный кодекс этики, закон о персональных данных и прочее.
В западных компаниях и компаниях, работающих на международных рынках комплаенс прежде всего связан с антикоррупционным контролем сотрудников и контрагентов. В Российской бизнес среде, как это часто бывает, термин комплаенс получил несколько другую коннотацию.
Предыстория такова: развитие бизнеса в век новых технологий, появление кардинально новых подходов к организации коммуникации внутри компаний, уход от привычных решений из 90-х привел к тому, что в какой-то момент времени из представителей службы безопасности бизнеса (исторически отвечающих за проверку сотрудников и контрагентов, решающих спорные и тонкие вопросы) выделился отдельный сегмент специалистов. Это эксперты, которые получается, работают на стыке классического функционала службы безопасности, юридической службы - специалисты в юриспруденции и правовых методов решения споров, экономической службы - хорошо разбираются в системе функционирования бизнеса, понимают принципы формирования денежных потоков, потребности коммерческих отделов и мышление бенефициаров. Емкого термина, который бы включал все необходимые характеристики, не существовало. Поэтому для описания таких экспертов стали использовать также термин комплаенс, в значении система мер минимизации рисков для бизнеса.
Сегодня на рынке можно увидеть, соответственно, два типа предложений. Комплаенс классический - работа с персоналом, с бумагами, обеспечение соблюдения законов и комплаенс - экономическая защита бизнеса в правовом поле. Звучит сложно и даже немного страшно, но по опыту могу сказать, к созданию такой системы сейчас приходит не только крупный бизнес, но 80% — это представители среднего, активно растущего бизнеса. Те собственники, которые уже столкнулись со сложностями контроля больших потоков и «заморозкой» необходимых оборотных средств в дебиторской задолженности. А что с этим делать не всегда понятно, более того, непонятно, а к какому «врачу» идти с таким диагнозом. Чаще всего к нам приходят, когда уже поздно, есть финансовые потери и затраты на попытки решить старинными методами или привлекая специалистов по «отдельным частям тела». Вот тут и появляется потребность в комплаенсе – это прежде всего система мер.
Если говорить в практической плоскости, то эксперты по комплаенс внимательно слушают всех сотрудников компании, выявляют ошибки и недоработки (а возможно и успехи) в работе компании с точки зрения коммуникаций между отделами, где возможна утечка данных или неправильный алгоритм принятия решений, и с точки зрения государства - где есть риски, что необходимо предпринять сейчас. Как работают компании, где система экономической защиты бизнеса отлажена или что происходит, после интеграции методов комплаенс:
- Интеграция бизнес-скоринга уменьшает плечо сделки: менеджеры по продажам быстрее согласовывают отгрузки и уменьшается процент рискованных сделок.
- Коммерческий отдел может сосредоточиться именно на продажах, а не на оценке надежности и кредитоспособности какого-то ООО.
- Корпоративные споры между партнерами с разделом компании и попытка привлечь бенефициаров компании к субсидиарной ответственности сейчас не редкость. Мы считаем, что нет смысла объявлять войну и увеличивать потери, пока есть шанс урегулировать вопрос мирно. Поэтому так или иначе специалист по комплаенс всегда хороший бизнес-медиатор.
- Сокращается статья затрат на штрафы от надзорных органов и исключаются простои бизнеса из-за блокировок. Это получается за счет тщательной проверки "на слабые места" и подготовки всех регламентов/документов в соответствии с ожиданиями государства, что обеспечивает защиту от непредвиденных расходов. Налоговый кодекс, трудовой кодекс, контролирующие органы и т.д.
- Сокращается дебиторская задолженность и увеличивается возврат средств. Здесь используются алгоритмы бизнес-скоринг, навык сбора и специфической оценки документов. Такая модель работы с недобросовестными должниками помогает вернуть "мертвые" долги и затянутые по времени обязательства.
- В том числе отсутствие репутационных потерь и расходов от корпоративного воровства. Тут используются методы андеррайтинга и профайлинга, определенная система документооборота, чтобы исключить воровство клиентских баз, разглашение внутренней информации и коммерческой тайны. Часто привлекают специалистов по управлению репутацией (PR, SERM, ORM)
В итоге защитить бизнес получается намного дешевле, чем спасать, когда уже всё случилось. По опыту 90% проблем и ситуаций можно решить в правовом поле, не подвергая риску людей и бизнес. Нужно уметь работать с документами, знать законы и располагать ресурсами.
Рустам Форуги «Закон и Консалтинг»
Эксперт по экономической защите бизнеса.
Создание комплаенс системы в структуре компании: скоринг модели и минимизация рисков.
Специалист по кризисной бизнес-медиации и переговорам.