Питание детей в школе и детских садах – острый вопрос для многих родителей. Хочется, чтобы ребенок ел вкусную и горячую еду, приготовленную из качественных и свежих продуктов. Однако в некоторых заведениях школьная еда оставляет желать лучшего, а родители сталкиваются с непробиваемой стеной.
Помочь организовать родительский контроль и улучшить ситуацию в школах и садах может проект «Российского института потребительских испытаний (РИПИ)».
«Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей» – проект, реализуемый РИПИ при поддержке Фонда президентских грантов. В его рамках была создана горячая линия для родителей. С ее помощью сотрудники смогли поработать с родителями, которых не удовлетворяет качество питания детей в школах или садах, и объективно оценить проблемы в плане школьного питания.
Идея участия родителей в контроле школьного питания поддерживается на государственном уровне. Об усилении роли родителей активно говорят в СМИ, тема поднимается чиновниками высокого ранга и Президентом России. В поддержку идеи была запущена горячая линия на госуслугах. Согласно итогам, опубликованным «Парламентской газетой», поступило около 25 тысяч обращений, из которых половина относилась к категории «полностью удовлетворён».
На горячую линию РИПИ в ходе проекта поступило 25 138 обращений от родителей из нескольких регионов России. Сотрудники института проанализировали 3978 обращений от родителей, недовольных питанием детей. Стало ясно, что необходимо заняться не только вопросами качества и безопасности продуктов питания, но и проблемами, связанными с организацией процесса питания, санитарным состоянием школьных пищеблоков и денежными компенсациями родителям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Поступившие обращения были проанализированы, классифицированы и разобраны. По итогам аналитической работы были отправлены письма в региональные Министерства образования и территориальные управления Роспотребнадзора. А всем родителям, предоставившим свои контактные данные, было предложено включиться в совместную с работу по улучшению ситуации с питанием в образовательном учреждении.
«Несмотря на то, что свои данные оставили 2566 родителей, в созданный в WhatsApp чат для решения ситуации вступило лишь примерно 200 человек. Из этого числа активные действия в своих школах проявляли лишь несколько родителей. И это цифры реального родительского контроля, когда из 2500 активны лишь три-четыре человека», – отмечает представитель РИПИ.
Активные родители сталкиваются с непробиваемой стеной. Обращения к классному руководителю, завучу или директору не дают результатов. Как итог – в лучшем случае от родителя отмахиваются, в худшем – настойчивость вредит ребенку, сказываясь на его оценках или отношении к нему учителей. Родительский комитет часто лоялен к администрации школы и не помогает решать проблему. Санитарные врачи и представители Роспотребнадзора могут оштрафовать учреждение – но это не решит проблему. По признанию родителей, после проверок «сверху» ситуация улучшается на день или неделю, а после вновь ухудшается. Поэтому решать проблему нужно поэтапно.
Основываясь на анализе ситуации, РИПИ предлагает привлечь компетентные экспертные НКО, с которыми директор мог бы заключить договор на разработку плана мониторинга качества и безопасности продуктов питания. Именно региональные социально-ориентированные НКО должны стать приёмниками обратной связи, а жалобы родителей должны поступать в них анонимно.
Необходимо выстроить механизм независимого контроля за качеством продуктов. Достоверность и объективность оценки должны обеспечить независимые лабораторные исследования.
Первым шагом должно стать создание такого механизма, и здесь должны быть три стороны контроля:
- Общественные и социально-ориентированные некоммерческие организации, которые могут обеспечить организацию независимого лабораторного контроля качества продуктов питания;
- Родительская общественность, с обязательной методической поддержкой со стороны общественных и социально-ориентированных некоммерческих организаций;
- Муниципальные, региональные и федеральные органы власти, с возможностью включения лабораторного контроля качества продуктов питания, поставляемых в школьные и дошкольные учреждения в федеральные и региональные программы.
Такой подход обеспечит всесторонний контроль и позволит грамотно и объективно оценивать ситуацию, а также принимать действенные меры по контролю качества продуктов питания в детских учреждениях.