Внедрение интеллектуальных систем помощи водителям — важная задача для повышения безопасности на транспортных предприятиях. Одной из ключевых отечественных разработок этой категории стала система «Антисон», которая успешно предотвращает автомобильные аварии, связанные с усталостью водителей. В 2022 году завершился очередной пилотный проект по испытанию инновационного оборудования на предприятиях компании «Полюс». В настоящее время компания приступила к масштабному внедрению устройств на своем пассажирском и грузовом автотранспорте.
Принципы работы умного оборудования
Бесконтактная интеллектуальная система «Антисон» работает на основе сразу нескольких технологий: AI, deep learning и компьютерного зрения. Разработчик устройства — ИТ-компания КСОР. Сегодня устройства применяются в столичных автобусах, троллейбусах и трамваях, на месторождениях при добыче полезных ископаемых, в организациях, где требуется предельная концентрация внимания за рулем.
Система «Антисон» начинает работать с запуском двигателя, за мониторинг физиологического состояния отвечает ИК-камера, установленная на приборной панели транспортного средства. Видеооборудование анализирует изменение мимики по более чем 60 точкам лица, фиксирует первые признаки усталости и засыпания, разговоры по мобильному телефону, курение. Также в кабину ставят дисплей со звуковым оповещением и световой индикацией, который подает сигнал в случае обнаружения опасности для водителя.
Детектор функционального состояния водителей «Антисон» включает в себя не только оборудование, но и собственное программное обеспечение. Видеопоток в режиме реального времени поступает в многослойные нейросети, которые в процессе его обработки обнаруживают потенциально опасные события: закрытые глаза, зевание, частые повороты головы в сторону, «клевание» носом и другие признаки отвлечения внимания.
Как только нейросеть распознает опасность, в течение двух секунд водитель получает сигнал-оповещение. Одновременно устройство «Антисон» отправляет сведения об инциденте в Центр мониторинга. Специалист диспетчерского центра оценивает обстоятельства произошедшего по установленному регламенту, и решает принять или отклонить событие. Благодаря такому подходу пользователь получает объективную и релевантную статистику. При этом важно, что «Антисон» оповещает водителя сразу в момент обнаружения опасного события - для этого устройству не нужно подтверждение человека. Операторы дополнительно валидируют события уже после срабатывания и отправки данных в центр мониторинга.
Внедрение системы «Антисон» на автопарке компании «Полюс»
«Полюс» входит в пятерку крупнейших золотодобывающих компаний мира. В структуру входят рудники, золотоносные россыпи и ряд проектов в стадии строительства и развития. Компания располагает обширным автопарком и ведет свою деятельность в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в условиях Крайнего Севера, где работу осложняют суровые климатические условия и рельеф.
«Антисон» привлек внимание «Полюса» после успешного внедрения системы мониторинга состояния водителей в Москве. По словам представителей компании, результаты применения умного оборудования на московском метрополитене и наземном транспорте говорят сами за себя — «Антисон» для ГУП «Мосгортранс» стал действенным средством борьбы с авариями. Благодаря интеллектуальному оборудованию количество ДТП на городском транспорте столицы в 2020 году снизилось на 26%, а итоги 2021 года подтвердили снижение аварийности еще на 7,5%.
В «Полюсе» отмечают, что для водителей условия работы на золотодобывающих предприятиях сложные и своей монотонностью напоминают действия машинистов на подвижном составе метрополитена. Напряженный труд и ночные смены делают засыпание одним из главных факторов риска при управлении транспортом. Результатом аварий становится производственный травматизм, выход из строя техники, убытки от простоев транспорта. Чтобы не допустить подобных инцидентов, в 2020 году «Полюс» и КСОР Групп приступили к реализации пилотного проекта по установке системы мониторинга на транспорт компании.
Этапы реализации проекта
Внедрение системы «Антисон» для компании «Полюс Логистика» на первом этапе казалось смелым экспериментом. В 2020 году предприятие оснастило устройствами 15 машин, которые занимались перевозкой грузов и пассажиров. Результат превзошел все ожидания — только за последующие два года оборудование зафиксировало 180 инцидентов, связанных с засыпанием и потерей внимания водителей. Эти события могли бы закончиться фатально, если бы не сработало устройство «Антисон».
В рамках договора о сотрудничестве КСОР оснащает интеллектуальным оборудованием автопарк компании «Полюс Логистика». В первую очередь «Антисон» устанавливается на транспорт, который перевозит людей, затем последует техника, которая работает в сложных и опасных условиях. Также системы мониторинга усыновлены на транспортные средства «Полюс Строя».
Возможности системы мониторинга
«Антисон» для российского рынка ИТ-систем — явление уникальное. Система мониторинга работает с использованием собранного и размеченного Dataset, где хранятся несколько миллионов изображений и сотни часов видео. Нейросети обучаются на самом большом в России массиве данных, причем новая информация поступает в центр мониторинга ежедневно. Онлайн находится более 13 тысяч устройств, которые установлены на транспортных средствах «Мосгортранса», грузовиках и спецтехнике крупных предприятий.
«Антисон» для клиентов выступает как инструмент оптимизации производственных процессов. В личном кабинете на сайте центра мониторинга заказчик получает релевантную статистику, которая затем используется в работе. При наступлении каждого события оповещение приходит на электронную почту или в мессенджер руководителя.
В центре мониторинга доступны:
- актуальная информация по всему автопарку — геолокация, скорость и маршрут каждого транспортного средства;
- сведения по каждому инциденту, что позволяет оперативно и в удаленном режиме определить причины ДТП;
- инструменты для формирования отчетности;
- архив и статистика за любой выбранный период и многое другое.
Главный результат работы — повышение безопасности труда. Аналитика, полученная с помощью системы «Антисон» для одного из заказчиков, стала способом решения проблем с рабочим графиком. На предприятии изучили отчеты по филиалам и обнаружили, на какой период приходится основное количество потенциально опасных событий при вождении. На основе полученных данных в подразделениях изменили рабочий график, после чего количество инцидентов существенно сократилось уже в течение ближайших месяцев.
Особенность устройств «Антисон» заключается в возможности автономной работы. Даже если транспортное средство попадает в зону с плохим покрытием сотовой связи, где возникают помехи или недоступен интернет, оборудование работает штатно и предупреждает водителя об опасных ситуациях. Это очень важно для предприятий горнодобывающей промышленности, так как спецтехнике часто приходится работать в районах с плохим качеством дорог и покрытия сотовой связи. После восстановления доступа к интернету информация поступает на сервер центра мониторинга, где ее анализируют диспетчеры. На основе полученных отчетов служба безопасности труда разрабатывает мероприятия по предотвращению дорожно-транспортных происшествий.
Не так давно по инициативе Минтранса разработан законопроект, в случае принятия которого установка устройств мониторинга состояния водителя станет обязательной. Новые правила могут начать действовать уже в 2023 году. Применение систем мониторинга усталости обеспечит снижение количества нарушений ПДД, поможет на треть уменьшить общий экономический ущерб от аварий в целом по стране, уверены авторы законопроекта.