На встрече, которая прошла в формате бизнес-завтрака в клубном пространстве Noôdome, Атом вместе с представителями строительного бизнеса рассмотрели два сценария развития зарядной инфраструктуры: в существующих и строящихся жилых комплексах. Участники отметили, что особое внимание следует уделить медленным зарядным станциям, которые имеют ряд преимуществ.
Электромобили стремительно интегрируются в городскую реальность. По данным аналитического агентства Автостат, российский рынок новых электромобилей в прошлом году вырос почти в пять раз: если в 2022 году было продано около 3 тыс. машин, то в 2023-м — уже более 14 тыс. Увеличивается и производство электромобилей в стране. Как сообщает Автостат, в прошлом году российские заводы суммарно выпустили 18,5 тыс. электромобилей, в нынешнем показатель вырастет до 36 тыс., а в 2025-м — до 52,5 тыс. машин.
Опыт Атома доказывает рост интереса к электромобилям. В прошлом году всего за два месяца предпродаж было получено 36 тыс. заявок на покупку разрабатываемого брендом электромобиля. Позже число предзаказов увеличилось до 105 тыс.
На прошедшем бизнес-завтраке Атом совместно с представителями девелоперских компаний оценил возможности для развития сети электрозарядных станций на территориях, прилегающих к жилым домам, а также попытался выяснить, какая помощь понадобится застройщикам для реализации этой идеи. Кроме того, участники встречи обсудили опыт эксплуатации, договоры об уровне обслуживания, системы балансировки мощности для зарядки электромобилей и роль придомовых территорий в качестве ключевых точек для зарядки таких машин.
Руслан Шевченко, продуктовый директор по продажам Атома: «Мы в Атоме глубоко вовлечены в развитие индустрии электротранспорта, поэтому прилагаем все усилия для того, чтобы привлечь максимум экспертизы и продвигать умный подход в создании электрозарядной инфраструктуры в стране. Исключительно важно, чтобы зарядная инфраструктура соответствовала поведенческим привычкам потребителей электромобилей. Ведь именно тогда процесс зарядки будет проходить максимально незаметно для тех, кто использует электромобили на повседневной основе. В том числе и для этого мы вовлекаем в наше сообщество представителей ведущих компаний и крупнейших инвесторов отрасли. Надеемся, что подобные мероприятия будут становиться все популярнее. Объединив наши усилия и существующую на рынке экспертизу и опыт, мы сможем создать условия для быстрого и беспроблемного перехода на электрический транспорт».
Участники встречи также отметили, что правительство активно инвестирует в инфраструктуру быстрых зарядных станций. Однако важно развивать и сеть медленных зарядок, которые могут быть установлены на придомовых территориях. Они позволят владельцам электромобилей экономить время, ведь машины как правило будут заряжаться, пока человек отдыхает или занят делами.
Артем Тихонов, коммерческий директор ООО «Реватт Рус»: «Основываясь на личном опыте, могу сказать, что быстрые зарядные станции (DC) имеют смысл, но на сегодняшний день их установка сопряжена с рядом проблем. Приобретение, техническое присоединение и последующее обслуживание превращают срок окупаемости в 5–7 лет. Поэтому нужно делать упор на развитие медленных зарядных станций — у них широкий спектр потребителей, низкий порог входа (покупка, техническое присоединение, эксплуатация). Сегодня цена одной зарядной станции (DC) на 150 кВт — около 4 млн руб., при этом цена зарядной станции переменного тока (АС) составляет в среднем 150–200 тыс. руб. То есть за 4 млн руб. можно купить 20 станций (АС). Станции переменного тока (АС) можно устанавливать в паркингах, ТЦ и БЦ, на внутридомовой и придомовой территориях, они более износостойкие и главное, что для них не требуется выделять 150 кВт, нужно не более 11 кВт, а это сильно проще с точки зрения технического присоединения. Кроме того, жители имеют возможность заряжать свои электромобили ночью, когда все спят, не тратя свое драгоценное время на поиск зарядной станции, как это часто бывает, например, днем. То есть процесс зарядной сессии не отнимает у человека личное время».
На встрече участники пришли к выводу, что развитие электрозарядной инфраструктуры возможно по двум сценариям: в существующих жилых комплексах и на этапе планирования и строительства новых. В первом случае важно проанализировать число жителей, уже использующих электромобиль или планирующих обзавестись таковым в ближайшее время, и исходя из этого рассчитывать необходимое количество станций. При этом стоит учитывать, что зачастую нет необходимости заряжать автомобиль каждый день, поэтому одна станция может обслуживать потребность двух и даже трех владельцев электромобилей. Проблемой может стать необходимость выделения дополнительных мощностей. Но здесь на помощь девелоперам и управляющим компаниям могут прийти решения с умной балансировкой.
Во втором случае на этапе планирования девелоперы могут заранее запросить у энергоснабжающих организаций дополнительные мощности и предусмотреть размещение пула зарядных станций на парковках, прилегающих к дому. Как следствие такой объект будет привлекательнее для покупателей недвижимости, которые уже пользуются электромобилями или задумываются об их покупке.
При этом на развитие электрозарядной инфраструктуры в придомовых территориях влияет множество факторов, включая региональные особенности, скорость роста количества электротранспортных средств, особенности целевой аудитории — собственников жилья, наличие свободных мощностей, стоимость реализации проектов. В то же время развитие электромобильности воспринимается не как зарождающийся тренд, а как свершившийся факт, и бизнесу нужно адаптироваться, скорректировав фокус внимания на потребности клиента, предлагая комплексные решения.
По итогам бизнес-завтрака участники пришли к выводу, что девелоперы и стремительно меняющийся авторынок заинтересованы в сотрудничестве. Бренд Атом выступает инициатором поиска оптимального для обеих сторон решения и лидером изменений на российском электромобильном рынке.